Звезда утвердилась: о фильме-концерте "Рождение звезды"
Римейк римейков
Фильм является перепевом трех одноименных голливудских картин 1937, 1954 и 1976 годов. Американские кинематографисты, словно герои советской "Иронии судьбы", которые под Новый год по традиции ходили в баню, раз в несколько десятилетий послушно переснимают трогательную историю взаимоотношений немолодого и когда-то успешного артиста, нынче страдающего алкоголизмом, и талантливой девушки, чью стремительную карьеру он благородно запускает своей любовью.
К слову, одной из заслуг актера Брэдли Купера, который взялся за переделку канонического сюжета, соорудив из него свой режиссерский дебют, является то, что он рассказал историю рождения юной "звезды" достаточно оперативно. Его фильм длится 2 часа 16 минут, что, конечно, немало, но все-таки несколько короче ленты 1976 года и, тем более, версии 1954 года. Та длилась вообще более двух с половиной часов.
Мелодраматический концерт
Главной же заслугой Брэдли Купера, безусловно, стал выбор Леди Гага на главную роль — официантки Элли, которая стесняется своей внешности (неоднократные визуальные и смысловые акценты на ее профиле можно принять за своеобразную дань уважения Барбаре Стрейзанд, сыгравшей "рождающуюся звезду" в фильме 1976 года) и выступает в клубах трансвеститов, картавя песни Эдит Пиаф, возлежа на барной стойке. Именно тут и встречает ее забредшая на пьяный огонек кантри-звезда (эту роль Брэдли Купер определил себе).
Хронометраж "Рождения звезды" растет, как на дрожжах, во многом благодаря музыкальным номерам, которые в исполнении Леди Гага, персонаж которой стремительно поднимается по ступеням карьеры, предстают ожидаемо великолепно: от первой ноты и до последнего, долго звучащего под восторженные аплодисменты экранной аудитории, аккорда. Это превращает сюжетно экономную мелодраму о большой, внезапной и, само собой, болезненно сложной любви, в долгий зажигательный концерт.
Леди Гага во всех ее проявлениях
Самостоятельные — и самоценные — сценические выступления Леди Гага выгодно оттеняет ее психологически точная актерская игра, в омут которой она бросается с головой, лишая себя в большинстве сцен и яркого грима, и даже привычного для себя "плеча" музыкальной поддержки.
Кажется, музыка в ленте звучит только тогда, когда ее непосредственно исполняют со сцены, так что гармонию и дисгармонию взаимоотношений она передает богатым интонациями словом, внимательным жестом, распахнутыми глазами, скупой слезой.
Брэдли Купер очень выгодно организует для звезды, играющей "рождение звезды", ситуации, в которых она может естественно и одновременно акцентировано проявить острую эмоцию: крикнув в пустом туалете, ударив плакат, висящий на стене, или резко поднявшись в мыльной пене из ванной, мелькнув обнаженной грудью (когда фильм выйдет на Blu-Ray, фанаты Леди Гага, обязательно распечатают этот кадр себе на память).
Независимое кино со студийным прицепом
Моменты подобной демонстративной эмоциональной и физической наготы не всегда кажутся обязательными. Впрочем, и лишними их назвать язык не повернется. Все потому, что Брэдли Купер делает такую мимолетную нарочитость основой своего режиссерского стиля, предлагая зрителям гремучую смесь из минималистского атмосферного бездействия, характерного для американского независимого кино, и размашистых голливудских студийных штампов, максимально усиливающих концертный мелодраматический градус повествования.
Герои ленты много времени проводят вдвоем, пожирая друг друга пьяно влюбленными взглядами, бродя по пустынному супермаркету, путешествуя на мотоцикле. И много времени проводят на оглушающей сцене, крича друг другу "говорящие" тексты песен (украинский дистрибьютор ленты "Киномания" снабдил их субтитрами). Кроме игры Брэдли Купера и Леди Гага общий знаменатель для столь непохожих сцен предлагает работа оператора-постановщика Мэтью Либатика, подвижная камера которого интимно вглядывается в лица героев и транслирует вибрации жизни, бушующей вокруг и внутри них.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Результатом этих организованных вибраций является убедительный триумф Леди Гага в своей первой по-настоящему драматической роли, который она подытоживает мощным выступлением, своеобразно продолжающимся и во время финальных титров. Правда, отчасти — будто отражая сюжет "Рождения звезды" — этот триумф оказывается достигнутым ценой сознательной сдачи позиций исполнителем главной роли.
Режиссер Брэдли Купер ставит перед актером Брэдли Купером задачу транслировать пьяный непрекращающийся восторг по поводу самого существования героини и раз за разом демонстрировать слабость, которая выходит за пределы просто алкогольной зависимости, вскрывая пышный "букет" психологических проблем. И актер Брэдли Купер старательно выполняет этот одномерный — пусть и мелодраматически эффективный — план.
Впрочем, вряд ли Брэдли Купер испытывает по этому поводу даже минимальный дискомфорт. Ведь в "Рождении звезды" он выступил не только режиссером и исполнителем главной роли, но и продюсером, соавтором сценария и соавтором музыки, которую сам и исполнил, с нервной решительностью надрывая струны гитары и хрипя в микрофон. А еще — снял свою собаку в роли собаки героя.
Разве что крестиком костюмы не вышивал (но это неточно).
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на lfstone.ru в Telegram