Женское дело: о "Вдовах" Стива Маккуина

17.11.2018 4:09

Женское дело: о "Вдовах" Стива Маккуина

Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"Кадр из фильма "Вдовы"

Три вдовы и ограбление

Действие ленты происходит в криминальном Чикаго, где, по сообщению персонажей, на выходных происходит три десятка убийств. Некоторые из этих убийств попадают на экран уже в дебюте картины, когда группа налетчиков погибает в перестрелке с полицией, завершившейся гигантским взрывом, который кажется художественным преувеличением, но в ходе двухчасовой истории находит неожиданное — аргументированное — объяснение.

После похорон убитой горем вдове главаря Веронике (сжавшая нервы в комок Виола Дэвис) сообщают, что она должна два миллиона долларов, которые во время неудачного ограбления похитил ее супруг (убедительно эпизодический Лиам Нисон). Чтобы вернуть долг, бывшая школьная учительница, объединившись с вдовами напарников (их играют Мишель Родригес и Элизабет Дебики), далекими от криминала и предпочитавшими закрывать глаза на работу мужей, решает совершить масштабный налет, который бандиты планировали перед смертью.

Показывать, а не говорить

Представляя на экране историю взаимоотношений героинь с мужьями, обстоятельства гибели преступников и детали подготовки к женскому ограблению ценой в пять миллионов долларов, которое сопряжено с непрекращающимся прессингом со стороны ранее ограбленных бандитов (наиболее колоритного из них демонстративно играет Дэниэл Калуя), режиссер "Вдов" Стив Маккуин предпочитает показывать, а не говорить.

Особенно удачно ему это удается в дебюте картины, когда с помощью монтажа он тасует сцены относительной семейной идиллии, ограбления, которое пошло не так, и похорон мужей. Частично смещая хронологию событий, режиссер создает сильный эмоциональный эффект, который влияет на восприятие событий, и одновременно формирует у зрителей базовые представления о персонажах, которые в дальнейшем он будет, как подтверждать, так и опровергать.

Политика, расизм и еще больше политики

Впрочем, говорят в фильме тоже изрядно, поскольку остросюжетную криминальную историю Стив Маккуин вписывает в политический диспут. Ограбления происходят на фоне местных выборов в Чикаго, сталкивающих представителей традиционного политического истеблишмента и афроамериканца — лидера районной банды, который хочет с опасной тропы организованной преступности ступить на более комфортное шоссе коррупции.

Общественную разобщенность, о которой многословно и несколько путанно говорит проповедник (его Стив Маккуин снимает неоправданно долгим крупным планом), иллюстрируют образы семейства Маллиганов (Колин Фаррел и патриархальный Роберт Дювалл) — расистов и любителей "откатов". "Вишенкой" же политического высказывания режиссера становится иллюстрация полицейской — расово ориентированной — жестокости, происходящая на фоне предвыборных плакатов Барака Обамы.

Бодался Стив Маккуин с жанром

Использование политики в качестве своеобразного наркоза для остросюжетной картины напоминает подход, который в 2012 году применил в "Ограблении казино" Эндрю Доминик, вымотав терпение зрителей, соблазненных заявленной криминальной драмой и горько обманувшихся в своих ожиданиях.

Автор "Вдов" несколько раз барражирует на грани такого провала, испытывая терпение зрителей. Жанровые повороты он оттеняет не только политикой (она все же определенным образом связана с криминальным сюжетом), но и некоторой авторской претенциозностью, которую, впрочем, как лауреат "Оскара" и талантливых художник, вполне обоснованно может себе позволить.

Жанр оказался сильнее

Стив Маккуин предлагает долгие кадры, лишенные действия, крупные планы лиц и рук, самозабвенно играет отражениями в зеркалах и требует от актеров не только быть предельно сдержанными, но и раз за разом нарочито акцентировано, чуть ли не криком, проявлять эмоции персонажей (талантливая игра исполнителей сглаживает подобные эксцессы лишь отчасти).

В то же время, он не предает остросюжетный жанр, черпая вдохновение в творчестве Майкла Манна (достаточно вспомнить его "Схватку"), регулярно организовывает повороты сюжета, сознательно опрокидывающие сформированные ожидания, и предлагает финал, который — целиком и полностью в духе избранного жанра — оказывается вполне убедительным и не до конца "разжеванным" одновременно.

В итоге, "Вдовам", как безразмерной сказочной рукавичке, удается расквартировать на экране и авторские художественные изыски, и прямолинейную политическую агитацию, и резвую интригу — не особо повредив, собственно, зрительскому потенциалу ленты.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на lfstone.ru в Telegram

Источник

Читайте также