Я, ты, он, она: о фильме ужасов "Мы" Джордана Пила

30.03.2019 12:12

Я, ты, он, она: о фильме ужасов "Мы" Джордана Пила

Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"Кадр из фильма "Мы"

Автора, автора!

"Мы" — второй полнометражный фильм Джордана Пила, который громко заявил о себе два года тому лентой "Прочь". Тогда в камерной (по американским меркам) картине с бюджетом в $5 млн он рассказал историю юного афроамериканца, обнаружившего, что семейство его девушки, знакомиться с которым он приехал в загородную глушь, "переселяет" в тела юных, пышущих здоровьем, афроамериканцев сознание пожилых белых богачей, тем самым порабощая одних и даруя другим вечную жизнь.

Фильм, который усердно — и не без ироничной кинематографической сметки — расчесывал нарывы американской истории рабства, сегрегации и расизма, точно ухватил общественно-политических нерв, выйдя аккурат после того, как Дональд Трамп пришел на смену Бараку Обаме на посту президента США. В итоге, картина стала одной из наиболее прибыльных лент 2017 года, принесла Джордану Пилу премию "Оскар" за оригинальный сценарий и негласный титул многообещающего автора.

Удовлетворенные амбиции

На его новый фильм продюсеры выделили уже в четыре раза больше средств — $20 млн. И не прогадали. В США "Мы" вышли на прошлой неделе, собрав за первый уик-энд более $70 млн, что стало одним из лучших результатов для "ужасного" кино вообще.

Упрочил Джордан Пил и свои творческие позиции:

  • "Мы" сохранили верность жанровым кодам, следование которым делает картину эффектным пугающим зрелищем, которое большую часть времени держит в напряжении — тогда, когда, собственно, предлагает "ужасное" действие, а не готовит к нему;
  • фильм шире раскрыл авторские амбиции режиссера, которые, напротив, часто бегут от эффективных жанровых решений.

Ходьба на месте

То, что "жанровое" и "авторское" не соединятся воедино, а, скорее, будут регулярно чередоваться, становится понятно сразу. Лента стартует в 1986 году рекламным роликом, который крутят по старому телевизору, продолжается в парке аттракционов на курортном побережье, где девочка попадает в пугающую комнату зеркал, переживая болезненную психологическую травму, и затем сменяется кадрами невесть откуда взявшихся и ни с чем (пока что) не связанных кроликов в клетках, жизнедеятельность которых сопровождает тревожная музыка.

В монтаже оправдано остросюжетных поворотов и бессмысленно многозначительных образов заключается и сила, и слабость картины.

Зная сюжетные ходы, характерные для фильмов ужасов, не слишком сложно предвосхитить главное "открытие", которое будет предложено Джорданом Пилом в финале. И, в то же время, легко почувствовать, что режиссер к подобной зрительской проницательности вполне готов, запасшись "тузами" иного — интеллектуального и политического — свойства.

Атака клонов

Основное действие ленты происходит в наши дни. Афроамериканская семья — папа, смешно радующийся только что купленному старому катеру, нервная мама, та самая выросшая девочка, пережившая "аттракционную" травму, спортивная дочь-подросток, "втыкающая" в телефон, и сынишка поменьше, то и дело скрывающий лицо нелепой маской, — приезжают на каникулы на побережье.

В первую же ночь к ним в дом являются пугающие незнакомцы в красных комбинезонах и с острыми ножницами, начиная терроризировать семью. Их тоже четверо: папа, мама, дочь и сын. Напуганные герои резонно вопрошают: "Вы кто?" И получают лаконичный ответ: "Американцы". А потом — ответ развернутый. Агрессоры в красных комбинезонах оказываются несовершенными двойниками героев, которые хотят им за многолетнюю жизнь в тени жестоко отомстить.

Красные белки и горловые хрипы

Мать семейства и ее агрессивного двойника играет Лупита Нионго, талантливо воплощая несхожие образы благодаря оригинальному пластическому (героиня — бывшая балерина) и вокальному (двойник разговаривает с глухой хрипотцой) решению, а также — постепенно краснеющим белкам глаз, которые то с ужасом, то с гневом взирают на происходящее.

Кадр из фильма "Мы"

Остальные персонажи — члены афроамериканской семьи и их белые семейные друзья, у которых тоже оказываются жестокие "тени", — на фоне героини выделяются не особо, одновременно формируя целостный и непротиворечивый актерский ансамбль. Благодаря ему Джордану Пилу мастерски удается передать на экране дух и динамику семейных отношений, сохраняющих достоверность во время экстремального нападения удивительных двойников.

Черный и музыкальный юмор

Перед лицом опасности семья сохраняет сплоченность, которая не отрицает органичную склочность взаимоотношений. Это рождает ситуации, исполненные черного юмора. К примеру, когда родители с детьми начинают состязательно подсчитывать скольких двойников убил каждый из них, чтобы решить, кто теперь главный.

К слову, черным юмором исполнена и музыкальная партитура ленты, в которой Джордан Пил удачно соединяет солнечные композиции The Beach Boys и агрессивный рэп.

Подобные шутки полногрудо дышат мрачной естественностью еще и потому, что напряженный сюжет и тягостная серьезность картины ведут семью к трагедии долгим окольным путем. Месть двойников натыкается на вполне ожидаемое сопротивление героев — иначе фильм длился бы не два долгих часа, а намного меньше.

Тень на плетень

Избыточная длительность картины обусловлена еще и тем, что Джордан Пил не довольствуется простым созданием двойников и демонстрацией их мстительной мотивации, но и стремится приоткрыть завесу над их фантастическим происхождением, бытом и смыслом существования.

Предлагая размышлять над природой "темной стороны" человека и, одновременно, продолжая в художественной форме комментировать современную разобщенность американского общества, он в качестве действенной метафоры использует акцию борьбы с бедностью, которая в 1980-х предлагала населению США солидарно "взяться за руки".

Источник

Читайте также