Виды шлицев

09.12.2017 4:06

Виды шлицев

Кроме несущей функции, головка выполняет функцию передачи усилия на стержень крепежного элемента при монтаже. Для этого либо используют специальный инструмент, соответствующий форме головки (например, гаечный ключ к квадратной или шестигранной головке), либо инструмент, входящий в углубление специальной формы на торце головки - шлиц. Шлиц появился на потайных видах головок, форма и внешняя боковая поверхность которых недоступна для передачи при установке.

Сегодня в практике наиболее широко встречаются следующие виды шлицев:

Виды шлицев

Прямой;
Крестообразный типа Phillips (РН);
Крестообразный типа Pozidriv (РZ);
Комбинированный типа Pozidriv +прямой;
Шестиконечная звезда типа Тогх;
Внутренний шестигранник;
Шестигранный.

Шлиц и форма инструмента, которым производится сборка конструкции, соосны и совпадают по форме, что обеспечивает эффективную передачу момента вращения и давления на головку и стержень крепежного элемента. Самая простая форма шлица - прямая сквозная прорезь на головке крепежного элемента. По-немецки шлиц (Schlitz) означает «щель, прорезь», и именно это слово было позаимствовано в русский язык для обозначения любых углублений на головке крепежного элемента, выполняющих функцию передачи момента вращения на стержень крепежного элемента при монтаже или демонтаже.

Сегодня шлицы используются не только на потайных видах головок саморезов и метизов, так как это приводит к экономии металла при производстве крепежа и соответствующего инструмента под определенный шлиц (он значительно компактнее, чем инструмент для передачи вращательного усилия непосредственно на внешнюю поверхность крепежного изделия). Формы шлицев стандартизированы в соответствии с типами приводов.

Понятие привода относится как к шлицу крепежного элемента, так и к форме его головки, а также к рабочему наконечнику инструмента, с помощью которого устанавливается крепеж. В российском ГОСТ 27017 «Изделия крепежные. Термины и определения» перечислено 16 видов приводов, а в мировой практике используется более 40 разновидностей приводов. Очень долго (с конца 15-го столетия) прямой шлиц оставался единственным конструкционным элементом для эффективной передачи момента вращения на потайные головки крепежных элементов.

В 1936 г. американец Генри Филипс запатентовал крестообразный шлиц, и это изобретение стало революцией в технологии монтажа, открыв пространство для совершенствования методов монтажа резьбовых крепежных элементов. По сравнению с прямым, крестообразный шлиц значительно надежнее удерживал конец инструмента в головке крепежного элемента и свел к минимуму вероятность повреждения головки (т.е. «срыва» шлица) при демонтаже или повторном монтаже крепежного элемента.

В СССР крестообразный шлиц попал в 1945 г. вместе с трофейным американским бомбардировщиком В-29 «Летающая крепость», который захватили китайцы на Дальнем Востоке и передали дружественной социалистической стране. Советские инженеры полностью скопировали стратегический бомбардировщик, спроектировав в 1953 г. отечественный Ту-4 и среди прочих деталей переняли крестообразный шлиц.

Читайте также