Великолепная коррупция: о драме Паоло Соррентино "Сильвио и другие"

12.01.2019 21:55

Великолепная коррупция: о драме Паоло Соррентино "Сильвио и другие"

Кадр из фильма "Сильвио и другие"Кадр из фильма "Сильвио и другие"Кадр из фильма "Сильвио и другие"Кадр из фильма "Сильвио и другие"Кадр из фильма "Сильвио и другие"Кадр из фильма "Сильвио и другие"Кадр из фильма "Сильвио и другие"Кадр из фильма "Сильвио и другие"

Два в одном

"Сильвио и другие" Паоло Соррентино — это два фильма общей продолжительностью 205 минут, посвященные современному политическому и личному бытию Сильвио Берлускони. В Италии они стартовали в кинотеатрах в апреле и мае 2018 года и заработали около 7 млн. евро от продажи миллиона билетов.

Для международного проката режиссер соорудил односерийную версию, длящуюся бескомпромиссные 156 минут. Своим резким монтажом, оставляющим многие узловые ситуации за кадром, а логику и мотивацию действующих лиц — без должного объяснения, она напоминает торопливый пересказ сериала, лишенного начала и конца.

Секс, наркотики и телевизор

Подобный пунктирный подход к созданию портрета главного действующего лица новейшей итальянской политической истории можно объяснить по-разному. С одной стороны, влиянием на повествование опыта "малого экрана", который Паоло Соррентино успешно приобрел, работая над сериалом "Молодой Папа". С другой — иллюстрацией первостатейного влияния, которое телевидение и его сериальные законы оказывают на итальянскую жизнь.

Роль телевизора Паоло Соррентино демонстрирует, используя эстетику итальянских шоу и рекламы, в которых акцент сделан на молодое, красивое, частично обнаженное женское тело. Лента стартует рассказом истории провинциального хлыща Серджио (Риккардо Скамарчио), которые принимает карьерное решение попасть в окружение Сильвио Берлускони, а чтобы тот его заметил, организовывает бесшабашные вечеринки — популярные, поскольку их гостей потчуют кокаином.

Пожилой премьер-министр

Подобраться к Сильвио, о котором все непрестанно говорят с почтительным придыханием, а когда не говорят, то безостановочно думают, у Серджио не получается очень долго, не смотря на все его (и привлеченных им девушек) зрелищные телесные старания. И для него, и для обескураженных зрителей главный герой остается недосягаемым. Его задрапированная фигура появляется на экране лишь на излете получаса фильма, но после — уже не покидает его.

Сильвио занимается тем, что "правит" пошатнувшийся брак, готовит возвращение во власть, переманивая на свою сторону сенаторов, а после — возобновляет развлечения в компании красавиц, убедительно демонстрируя, почему его брак дышит на ладан. Жизнь остальных персонажей оказывается возможна лишь в паузах между этими триумфальными эскападами. Впрочем, некоторые из этих пауз становятся музыкальными (девушки "хороводят" под предвыборную песню политика, например).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рейтинг Знято в Україні. Голосуйте за улюблені українські фільми і серіали (245 кіно- і телепроектів)

Неразрешимая загадка

Сильвио и другие

Паоло Соррентино ставит себе задачу не просто каталогизировать сальные истории о Сильвио Берлускони, происходящие на его вилле с каруселью и вулканом, извергающим лаву по мановению пульта дистанционного управления (он столь часто обещает гостям его запустить, что когда это наконец происходит, то не приносит особой радости), но понять, что именно делает героя столь неотразимым и успешным. И для этого раз за разом "сталкивает" его с супругой и внуками, политическими оппонентами и соратниками, коллегами по бизнесу и давними друзьями, почитателями и юными красавицами.

Раскрыть секреты выходит лишь отчасти. Слова, адресованные герою, исполнены то лести и слепого восхищения, то желчи и критики, освещая этапы его выдающейся карьеры. Он же воспринимает их невозмутимо, утверждая, что психологические манипуляции на него не действуют, и лишь в исключительных случаях приоткрывает окружающим, что именно у него на душе, даже во время бурных семейных ссор отказываясь "давать свидетельские показания".

Сервилло Великолепный

Намного большего успеха Паоло Соррентино добивается, воссоздавая действенную механику влияния Сильвио Берлускони на окружающих. В достижении этой задачи режиссер не одинок, всецело полагаясь на мастерство Тони Сервилло, воплотившего образ героя. Сложный портретный грим с элементами карикатуры, отчасти напоминающий маску (впрочем, как и облагороженное пластическими операциями лицо Сильвио Берлускони), благодаря талантливому актеру начинает убедительно дышать реальностью.

Пути метафоры

Тони Сервилло хорош, когда превращает героя в "театр одного актера", искушающего своих собеседников словами, и безупречен, когда достигает того же эффекта без слов — экономными жестами, движением губ и глаз. Его игра — своеобразный штурвал, который удерживает ленту, страдающую сериальным "ожирением", на курсе смысла.

"Смыслообразованию" способствуют и сцены, несущие символическое значение, пытающиеся вывести историю за пределы ее зрелищного чувственного "текста". Их Паоло Соррентино равномерно размещает в пространстве фильма, показывая то смерть овцы на вилле героя, то крушение мусоровоза на фоне античных колонн, то спасателей, разбирающих завалы после землетрясения.

Источник

Читайте также