В сентябре 2014-го: об украинском военном детективе "Позывной Бандерас"

12.10.2018 23:54

В сентябре 2014-го: об украинском военном детективе "Позывной Бандерас"

Кадр из фильма "Позывной Бандерас"Кадр из фильма "Позывной Бандерас"Кадр из фильма "Позывной Бандерас"Кадр из фильма "Позывной Бандерас"Кадр из фильма "Позывной Бандерас"Кадр из фильма "Позывной Бандерас"Кадр из фильма "Позывной Бандерас"

Фильм на Покров

Премьера картины "Позывной Бандерас", чье напряженное действие происходит на линии разграничения украинских войск и сил "Новороссии", поддерживаемых кадровыми российскими военными, неслучайно — и весьма разумно — приурочена ко Дню защитника Украины.

Таким же неслучайным было и появление в кинотеатрах год назад ко Дню независимости предыдущей ленты Зазы Буадзе "Червоный", повествовавшей о восстании заключенных воинов УПА в советском лагере. Ведь социальный и политический контекст в восприятии этих фильмов, дополнивших жанровые кинематографические ходы животрепещущей актуальностью, играет не последнюю роль.

Не допустить срыва перемирия

Сюжет детективной ленты рассказывает о том, как в сентябре 2014 года на Донбассе, после заключения перемирия, группа контрразведчиков во главе с капитаном Антоном Саенко — позывной "Бандерас" (Олег Шульга) — пытается предотвратить диверсию, которую готовит российский подрывник "Ходок", скрывающийся под личиной одного из украинских военных.

Если диверсия удастся — перемирию наступит конец. У Бандераса есть всего три дня, чтобы найти Ходока и пресечь его планы, в эпицентре которых оказывается родное село героя, горько оставленное им двадцать лет назад (как именно — показано в специальных сценах из прошлого). Авторы с грустной иронией назвали это село Веселое, хотя смеха в решительном фильме, в котором герой наперегонки со временем пытается предотвратить катастрофу, ожидаемо немного.

Между реальностью и телекино

Сценарий ленты написали опытные авторы телефильмов и долгоиграющих сериалов Сергей Дзюба и Артемий Кирсанов, основав его на дневниках бойца Национальной гвардии Сергея Башкова и рассказах воинов АТО. Это придало картине достаточно неожиданную форму, в которой непосредственно прожитую и профессионально воссозданную реальность войны, которую фиксирует оператор-постановщик Александр Земляной, раз за разом сменяют конвейерно, не всегда критично используемые телевизионные штампы.

Лента стартует, резко окуная зрителей в ужас гибридного конфликта, — сценой подрыва группой "кадыровцев" и "сепаров" маршрутного автобуса, который направляется в Веселое (их задача — обвинить в зверствах украинских военных и настроить против них местное население).

После чего — сходу перескакивает в "сериальный" мир — дорогие двухэтажные киевские апартаменты, декорированные стоящим в углу телескопом. Здесь Бандерас показательно быстро расстается с любимой (Юлия Чепурко), уходя в АТО, вопреки ее — чеканно русскоязычной — воле (язык является важной метой персонажей).

Позднее становится понятно, что эти две сцены происходят не параллельно и даже не последовательно, а в совершенно разное время. Но одинаково важны, потому что в кульминационный момент будут связаны в один, практически латиноамериканский узел.

Девушка, волей авторов, тоже окажется рядом с Бандерасом на его задании — рядом с первой сельской любовью и другом (соперником) детства. И, конечно же, российским диверсантом, выявить и нейтрализовать которого и должен контрразведчик.

Во всем виноват телевизор

Испытав на себе влияние телевизора, авторы одновременно демонстрируют его роль в формировании сознания зрителей. Говорят персонажи "Позывного..." — и в первую очередь, конечно же, поклонники "русского мира" — в очень узнаваемой манере, усыпая речь пропагандистскими штампами российского ТВ про "бандеровцев" и "хунту". И подпитывая идеологические установки "терапевтическим" просмотром сюжетов про "распятого мальчика".

Подобное отравление телевизором столь велико, что символическим способом избавления от него становится разве что всепоглощающий огонь. А его в "Позывном..." — немало, особенно в финале. Картина, уверенно развивая тему войны, пусть и сдерживаемую перемирием, оказывается уникально богата зрелищными пиротехническими эффектами (особенно по меркам отечественного кино), густо затягивая экран дымом и грохотом взрывов и пожарищ.

Стараются авторы обогатить и речь украинских военных, пусть и останавливаются где-то на полпути. К примеру, командир с позывным Батя во время своего первого появления на экране "отечески" запускает в свою громкую тираду большое количество матерных слов, вполне уместных в представленной ситуации. Однако, в дальнейшем, не смотря на то, что обстоятельства становятся все хуже и хуже, в значительной степени "опресняет" свои выступления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Без лака, но в бронзе: о фильме "Тайный дневник Симона Петлюры"

Между Америкой и Россией

"Позывной..." является не только симбиозом реализма и телекино, но и своеобразной смесью голливудского жанрового кинематографа и советских российских традиций военных фильмов, которые раз за разом дают о себе знать. К американскому кино "тянутся" сцены физического действия, показывающие высококлассную подготовку Бандераса и его группы, в том числе во время живописного рукопашного боя, которому персонажи отдают предпочтение перед более эффективным, но пресно экономным "огнестрельным" решением боевых задач.

В то же время, сама история чем-то напоминает ленту "В августе 44-го" Михаила Пташука — о советских контрразведчиках, вычисляющих немецкого диверсанта в лесах Беларуси.

А начало "Позывного..." — с закадровым оглашением задания группы Бандераса, которая едет в авто в сторону Веселого, — и вовсе рифмуется с дебютными кадрами этого военного детектива 2001 года. Приходит на ум во время просмотра — скорей всего, незаслуженно — и сериал "Ликвидация" Сергея Урсуляка (часть действия "Позывного..." происходит в катакомбах).

Между героизмом и непрофессионализмом

Но в основном духом русского кино веет от той удивительной легкости, с которой авторы в угоду взвинчивания напряжения расправляются со своими собственными сценарными установками, в частности, связанными с высоким профессионализмом контрразведчиков, которые должны "просчитать" диверсанта. Их детективную мысль в "Позывном..." нередко подменяет рефлекторное действие, а строгость логики — следование на поводке мимолетной очевидности.

Эти недостатки не всегда бросаются в глаза благодаря:

  • одновременно тонкой и предельно мужественной игре Олега Шульги, который убедительно создает на экране очень живой образ истинного Героя,
  • напряженному сюжету, раз за разом ставящему подножки на пути персонажей (пусть и не всегда заслуженные),
  • разговорчивой музыке итальянского композитора Франко Эко, которая, кажется, не замолкает ни на минуту, становясь чувственной кардиограммой представленных событий,
  • а также возвышенному, очень позитивно американскому по своему духу, финалу, обращенному в будущее и утверждающему жизнь.

И, в то же время, если по завершении бега титров медленно выдохнуть и просто сравнить достигнутый героями результат с задачами, поставленными перед ними в дебюте, то нельзя не поймать себя на обескураженной мысли, что авторы, казалось бы, эмоционально завершив картину громким аккордом, фактически, прервали "Позывной..." на полуслове, так со зрителями и не объяснившись.

Возможно, готовя таким образом плацдарм для новых лент о подвигах Бандераса. Их этот персонаж в исполнении Олега Шульги, безусловно, достоин.

Источник

Читайте также