Ушей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима Бертона

06.04.2019 21:21

Ушей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима Бертона

Кадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима БертонаКадр из фильма "Дамбо" Тима Бертона

Повторение и переписывание пройденного

"Дамбо" продолжает долгоиграющую и коммерчески успешную программу Студии Уолта Диснея по превращению своих классических анимационных лент в игровые высокотехнологичные работы, в которых с помощью компьютерной графики фантастические образы становятся максимально реалистичными — ровно настолько, чтобы зрителям и додумывать ничего не пришлось.

Важная особенность новых — игровых — версий рисованных историй заключается также и в их смысловом осовременивании. Вот и приключения слоненка с большими ушами, который научился летать, родом из неполиткорректных 1940-х годов, студия адаптировала под новые общественные требования — в том числе к цирку, продемонстрировав, сколь негуманным является использование в цирковых программах слонов.

Тим Бертон приходит на помощь

Задачу рассказать обновленную историю поручили, пожалуй, главному фантазеру Голливуда — режиссеру Тиму Бертону, для которого не в новинку:

  • сотрудничать со Студией Уолта Диснея (это его пятый фильм для нее),
  • представлять на экране уникальных персонажей — изгоев, выбивающихся из общепринятой и нередко агрессивной серости (в таких изгоев, по большому счету, кроме Дамбо можно записать всю цирковую труппу, к которой он принадлежит),
  • усердно расцвечивать пространство картины образами, то и дело стирающими грань между вымыслом и реальностью,
  • и даже снимать цирк (к примеру, 15 лет тому он показывал его в фильме "Крупная рыба").

Самый обаятельный и привлекательный

Еще для творчества Тима Бертона обычно характерна некоторая мрачность, связанная с осознанием темных сторон бытия и неумолимой смерти. Однако в "Дамбо", решительно ориентированном на семейную аудиторию, как стрелка компаса — на север, дымки потустороннего практически нет, а мрак нагнетает разве что демонстрация неприязненного отношения к животным — само собой, временного.

Важной особенностью художественного повествования является и то, что животным предлагают сопереживать больше, чем отдельным индивидам.

Все потому, что компьютерная магия превращает бессловесного слоненка Дамбо в полноценного, бесконечно очаровательного героя, который стремительно взрослеет, демонстрируя и ранимость, и мужество, и смекалку: его обидная кличка — Глупыш — обидна именно потому, что он совсем не глуп.

Лозунги вместо слов

Также привлекательной чертой Дамбо является то, что он способен общаться с окружающими без слов — благодаря своему пронзительному взгляду, движениям хобота, улыбчивым очертаниям рта. Убедительное, исполненное смысла молчание миловидного животного выгодно выделяется на фоне тирад, которые, будто с трибуны пленума, провозглашает девочка Милли (Нико Паркер), которая учит Дамбо летать.

Категоричная интенсивность, с которой она сходу пытается убедить всех в своих способностях к наукам и нежелании выступать на арене цирка, выглядит неестественно и диссонирует с общей тональностью ленты. Особенно, учитывая то обстоятельство, что в первую очередь Милли бросает громкие слова в лицо своему скорбящему отцу (Колин Фаррел), только что овдовевшему и вернувшемуся с фронтов Первой мировой войны, на которых он потерял руку.

Команда мечты

Возникает ощущение, что Тим Бертон побыстрее хочет донести зрителям бесконечно правильную мысль о равноправии полов и эмансипации (столь характерную для новых фильмов Студии Уолта Диснея), чтобы в дальнейшем, не отвлекаясь на лозунги, сосредоточиться на сказке, в которой эта мысль находит свое полноценное — и намного более эффективное — воплощение уже благодаря зрелищному действию.

Раскручивать его маховик режиссеру помогают актеры, хорошо знакомые с его творческой манерой:

  • Дэнни Де Вито играет руководителя передвижного цирка, в котором на свет появляется Дамбо (в украинской версии фильма его своим узнаваемым тембром озвучил Богдан Бенюк, пожалуй, даже слишком талантливо: вроде бы на экране Дэнни Де Вито, но почти все время — Богдан Бенюк),
  • Майкл Китон, скручивая губы в хитрые многозначительные улыбки и сверля окружающих острым холодным взором, воплощает владельца масштабного стационарного цирка (целого развлекательного комплекса), который хочет переманить номер с летающим слоненком к себе,
  • а Ева Грин предстает в образе воздушного акробата из Франции, которая с Дамбо выступает в одном номере — под куполом цирка.

Музыка говорит

Еще одним многолетним соратником Тима Бертона, который принял участие в создании "Дамбо", стал композитор Дэнни Эльфман. Он пишет музыку для фильмов самобытного режиссера уже четвертый десяток лет, со средины 1980-х, и его роль в полноценном воплощении замысла новой картины недооценить, кажется, невозможно.

Музыке Дэнни Эльфмана свойственны предельные густота и насыщенность. Они превращают ее в своеобразную речь — внятную, недвусмысленную и очень эмоциональную.

Композиции берут зрителей за руку, словно малых детей, и ведут в необходимом для ленты направлении — и во время представления цирковых номеров, и в экстремальных житейских ситуациях, в которые попадают слоненок и компания.

Фантазия без магии

Все эти остросюжетные зрелищные ситуации воплощены с фантастическим размахом, создающим на экране удивительную иллюзию, в которой реальное и искусственное слиты воедино. И, в то же время, зачастую, из-за музыкальной и, главное, смысловой — "Как бы чего из этого не вышло!" — опеки, оказываются лишены должного нерва реальности, что делает фильм скорее теплым, чем по-настоящему горячим.

Вроде бы в нем есть все: и светлые чувства, и острые конфликты, и скорбь, и напряжение, и борьба за все хорошее и против всего плохого, в центре которой оказывается Дамбо и люди цирка, которые поддерживают его, демонстрируя свои лучшие качества... Но, в отличие от удивительного слоненка, фильму так никогда и не удается взлететь.

Источник

Читайте также