"Овсянка, сэр!": о драме "Аббатство Даунтон"
Полнометражное продолжение сериала
Лента Майкла Энглера является продолжением одноименного телесериала, созданного Джулианом Феллоузом, который шесть сезонов рассказывал о том, как многоголовая семья аристократов Кроули и их многочисленная прислуга переживают в йоркширском поместье (том самом аббатстве Даунтон) не только разнообразные личные драмы, но и исторические бури первой четверти ХХ века, кардинально меняющие британское общество.
Герои сериала, связанные между собой сложными узлами драматических взаимоотношений, само собой, перешли и на большой экран — во всем великолепии своих проработанных характеров.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Для тех, кто сериал смотрел и не смотрел
Для целевой аудитории — зрителей, хорошо знакомых с сериалом, — это превращает просмотр ленты в приятный вечер воспоминаний, во время которого можно радостно подпрыгивать в кресле, подмечая характерные ужимки и коронные реплики "старых друзей".
Тем же, кто сериал смотрел краем глаза или же краем уха что-нибудь о нем слышал, авторы "Аббатства Даунтон" предлагают совершенно иную, но тоже вполне приятную, забаву: около двух часов разбираться кто кому из героев кем приходится, используя информацию, представленную на экране, благо информации этой — в избытке.
Возвращение к истокам
В кинематографическом плане человеческая мозаика "Аббатства Даунтон", создающая причудливые объемные узоры, которые можно рассматривать, как с позиций традиционного аристократического "верха", так и с позиций постепенно осознающего свои права служивого "низа" (тоже отмеченного своеобразным аристократизмом — профессиональной чести и достоинства, уважения к труду и гордости за него), чем-то напоминает "Госфорд-парк" Роберта Олтмена.
Связь эта не случайна, ведь автором сценария выдающейся ленты 2001 года был тот самый Джулиан Феллоуз, получивший за свою работу "Оскар". Для него "перенос" "Аббатства Даунтон" на большой экран является не только (и не столько) банальной коммерческой эксплуатацией телевизионного успеха, но и своеобразным возвращением к художественным истокам.
На премьере "Аббатства Даунтон" в Лондоне. Предоставлено B&H Film Distribution
Шампур монаршего визита
Шампуром, на который нанизывают разномастные — в меру драматичные, в меру комичные, но всегда добродушные — эпизоды, зачастую мало связанные друг другом, становится визит в Йоркшир короля Великобритании Георга V и его супруги Марии в 1927 году.
Царственная чета собирается остановится в аббатстве Даунтон на ночь и принять участие в параде и бале, которые устраивают в их честь.
И если хозяев хлопотный визит отчасти подталкивает задуматься над необходимостью продолжения родовой традиции содержания пышного поместья, то для слуг он становится пиком их карьеры и воспринимается с неподдельным энтузиазмом.
Элегия вместо конфликта
Вместо одной истории "Аббатство Даунтон" предлагает коллекцию анекдотов, которые вполне можно смаковать по отдельности, не боясь упустить что-то особенно важное, просто потому, что этого особенно важного, специально отмеченного восклицательным знаком эмоции или смысла, в них нет.
Фильм не лишен нерва (в нем случаются события посерьезней поломки бойлера, которая заставляет персонажей хвататься за сердце), но даже сцены максимального напряжения, на которых, будь это сериал, зрителей, зацепив крючком интриги, отправляли бы пережидать рекламную паузу, скорее являются элегичными, чем наполненными настоящим конфликтом.
На съемочной площадке "Аббатства Даунтон". Предоставлено B&H Film Distribution
Ее величество Очевидность
Герои расправляются с подобными ситуациями с завидной стремительностью, всегда безошибочно расшифровывая суть событий, чтобы потом не раз и не два дополнительно "разжевать" ее.
"Аббатство Даунтон", кажется, всегда идет самым прямым и очевидным путем и, в то же время, культивируя телевизионную природу, делает на этом пути долгие привалы, повторяя пройденное. Зрителям не стоит переживать, что они, ненароком отвлекшись от просмотра, что-нибудь да пропустят: им обязательно напомнят о содержании "предыдущих серий".
Королевство Мэгги Смит
Порой возникает ощущение, что фильм движется вперед исключительно по инерции, продолжаясь даже тогда, когда, по всем законам драматургии, уже давно должен был свернуть к финалу.
Вместо интриги бесконечно длить его авторам позволяет безупречное взаимодействие актерского ансамбля — удивительно сбалансированного и гармоничного. Исполнительская манера двух (а то и трех) десятков его участников колоритна, но этот колорит оправдан, существуя не сам по себе, но являясь неотделимой чертой персонажей и не превращая их в карикатуры.
Особо выделить стоит разве что пожилого, сыпящего острыми репликами, матриарха семейства в исполнении Мэгги Смит — безусловного фаворита авторов ленты, которые каждое появление графини Вайолет Кроули превращают в событие.
Непреходящий триумф культуры
"Событийной" делает героиню еще и то, что она не просто является носителем британской аристократической традиции, которую расшатывают новые социальные реалии, но и артикулирует связь человека, рода, времени и места, являющуюся важной — центральной — темой картины (место, к слову, кружа над аббатством, снимают много и любовно — и днем, и ночью, и во время дождя, и сквозь зелень листвы).
Именно эта связь наделяет фильм уникальностью, шармом. Ведь, по сути, "Аббатство Даунтон" делает предметом своего повествования культуру как таковую, ту порождающую силу, которая собирает и удерживает всех, превращая в единое целое, не смотря на глубокие противоречия, которые всегда существуют между людьми.
Сергей Васильев для delo.ua