От сериала зритель ждет внятно рассказанной истории, а не квеста — Иван Букреев, НЛО TV

10.03.2019 10:29

От сериала зритель ждет внятно рассказанной истории, а не квеста — Иван Букреев, НЛО TV

Генеральный директор телеканала НЛО TV Иван Букреев о переходе на украинский, сериальных трендах и экспериментах, новых историях для игрового кино и почему не верит в виртуальный шлем — для проекта "Снято в Украине", организованном delo.ua в партнерстве с Медиа Группой Украина.

Иван, из того множества задач, что стоят перед руководителем телеканала, какая на сегодня в приоритете для вас?

Для НЛО TV и Индиго TV приоритет — маржинальность. "Индиго" прибыльный уже два года. "НЛО" пока что в минусе, и, соответственно, задача стоит удержать баланс между расходами, доходами и местом в рейтинге. Для каналов, которые являются сугубо развлекательными, коммерческая составляющая находится в абсолютном приоритете.

А если говорить о собственном производстве телесериалов, то сколько часов сейчас в библиотеке? Помню, летом 2017-го вы называли цифру 400 часов…

Сейчас к этому объему добавилось ещё около 200 часов украиноязычных проектов.

Еще в 2015 году начали активно производить, запускали свои франшизы. Тогда запустили второй сезон "Сышишьшоу", начали съемку "Суперкопов". И сегодня продолжаем это направление.

В этот же период реализовали нашу первую прокатную историю — "Инфоголик". Она для нас интересна с точки зрения опыта всей команды: маркетинга, редактуры, пиара. Мы приобрели опыт и понимание того, как это все работает.

Какие новые проекты ждать в этом году?

18 марта у нас уже выходит "Швидка" — комедийный сериал о парамедиках. Готовим несколько сериальных, игровых, анимационных проектов. Собственно, продолжение "Швидка" на осень, третий сезон "Дефективов". Среди совсем новых у нас ситком про будни городского благоустройства с рабочим названием "Райрада", проект "Учителя", "Экстрасенс" — это всё комедии с элементами драмы.

Швидка

Актерская группа нового сериала "Швидка"

Какой сериал считаете самым успешным за последние два года?

Не могу выделить какой-то один.

Тогда выделите наиболее важное из того, что поменяли в производстве сериалов?

Переход на украинский. Это самый большой и сложный шаг. Из нового — это добавление драматического элемента в наши ситкомы. Тут мы пытаемся уловить как запрос нашего зрителя, так и общую мировую тенденцию.

Подстегнул переход на украинский закон о 75% квотах для украинского языка в эфире телеканалов?

Нет, к этому мы готовились заранее. Еще с лета 2016-го начали переводить те проекты, которые уже были готовы. Студия "Мамахохотала", с которой работаем, к моменту принятия закона перевела на украинский около 80% контента.

"СуперКопы", насколько помню, сначала были на русском…

Два первых сезона. А в третьем перешли на украинский и успешно — третий и четвёртый сезоны стали лучше и по эфирным показателям, и по общему впечатлению от проекта. Кстати, "СуперКопов" начали разрабатывать еще до реформы полиции.

Что сложного в переходе на украинский?

Было сложно с качественными сценариями, и, особенно, с актерами. Например, планировали уже второй сезон "СуперКопов" делать на украинском, но, когда пошли читки с актерами, поняли, что придется потратить больше времени на работу с репетиторами. Конечно, есть актеры, у которых украинский язык — живой, беглый, у Александра Погребняка, например. Он вообще один из известнейших актеров дубляжа. А вот у других ребят было по-всякому.

Но когда вышли два новых сезона, оказалось, что мы вдохнули новую жизнь в проект: украинский добавил в сериал новые краски. Каждый герой стал еще ярче: кто-то говорит чисто, кто-то на суржике, кто-то, как Цопа, вставляет западноукраинские слова. Андрей Бурым справился с Мамиашвили (один из главных героев сериала, глава полицейского участка Георгий Багратионович Мамиашвили) — показал, как грузин переходит на украинский.

Для проекта переход на украинский стал дополнительным плюсом. И канал, и продакшн оценивают это как явный успех.

Переход на украинский язык стал для нас дополнительным плюсом. Иван Букреев, гендиректор НЛО TV

А вот с "СышишьШоу" было чуть сложнее. Поняли, что просто перевести на украинский без потерь не получится, потому решили переделать эту историю, сделать спин-офф на украинском про ребят, которые организовали детективное агентство (оставили двух актеров из прежнего состава) — "Дефективы".

Расскажите про работу с продакшнами. Как у вас настроена взаимосвязь канал — продакшн?

Работаем с несколькими продакшнами. Группа Славы Котляра, которая делает нам "Чекины" (тревел-шоу "Города", "Американский check-in", "Латиноамериканский", "Азиатский", "Северный" чекины и ситком "Заряженные". Сержа Куницин работает над "Оттак Мастак", "Райрада" и "Без краватки" с ведущей Иванной Онуфрийчук (шоу в формате интервью с селебрити). Команда Андрея Бурыма, Саши Богданенко, Славы Дергачева работает над "Дефективами", а сейчас — над сериалом "Швидка". Студия "Мамахохотала" делает для нас, собственно, шоу "Мамахохотала", а также ситком "Кураторы" (вместе с Павлом Поздняковым и его компанией "Гольфстрим") и анимационный сериал "Небезпечна зона". А Андрей Танабаш - с проект "Учителя".

Если говорить про этапы партнерства: в начале работы всегда концепт, а уже потом сценарий, приемка и оформление проекта. Конечно, у канала маркетинг, программинг и понимание своей целевой аудитории лучше, чем у продакшна, так как мы видим картину в целом, основываясь на том, как эти проекты складываются.

Часто спорите?

Бывает. И по оформлению, и по заставкам. Иногда доходит и до скандалов. Но если мы видим, что правы, то, естественно, настаиваем на своем решении. Потому что, в конечном итоге, за общую картину отвечает канал.

"Небезпечна зона"

Анимационный сериал "Небезпечна зона" делает для НЛО TV студия "Мамахохотала"

Интернет как маркетинговый инструмент

Что закрепляете, а что меняете в работе с интернет-аудиторией?

У нас изначально интернет был заточен как маркетинговый инструмент, и мы никогда от этой политики не отказывались. Еще в 2015 году у нас были твиттер-штормы во втором сезоне "Как закалялся стайл".

Кто-то перенял ваш опыт?

Особо нет, наверное, потому что это достаточно сложно. Во-первых, нужно подходящее событие, прямоэфирное, премьерная история. А, во-вторых, желательно это делать все-таки раз в неделю, потому что, работая в таком режиме каждый день, можно с ума сойти. Да и сложно будет удержать интерес публики, если это будет не пятница-суббота-воскресенье. А с понедельника по пятницу, как обычно, идет премьера сериала. Мы отработали эту историю, и достаточно успешно. Но для украинцев закрыли доступ ВКонтакте, где у нас была большая группа, а позже закрылся и сам сериал "Как закалялся стайл".

И куда перешла группа из ВКонтакте?

В первую очередь в YouTube, во вторую — в Instagram. А Facebook — это уже третья история. Для нас, в принципе, она второстепенна по целевой аудитории — тем, кто реально смотрят и активно комментируют.

Сколько сейчас подписчиков в вашем YouTube-канале? Насколько вырос?

Около 900 тыс. человек, а в 2015 году было около 100 тысяч. Мы не являемся лидером на рынке (есть "Украина", есть "Новый", который сильно подрос за 2017-18 годы), но мы идём сразу за ТОП-6 каналами. Думаю, что в этом году у нас будет больше миллиона подписчиков. Чуть-чуть притормозили из-за перехода на украинский язык. Но несмотря на то, что мы перешли на украинский, тысяч 300-400 мы за прошлый год нарастили.

Кроме того, переключили приоритет на другие платформы, потому что закрылись российские платформы для украинцев, а денег в украинском интернете нет, и я не вижу особых подвижек, чтобы они там появились, если говорить про рекламу.

Если говорить о VOD, то мы работали по "Инфоголику" (полнометражный игровой фильм) в платной модели в подписке и планируем это продолжать по новым релизам.

На YouTube фильмы и сериалы выкладываете?

Фильмы — нет, и не собираемся. Считаю это глупостью, странным телодвижением. Хотя часть наших коллег по рынку думает, что это большая статья доходов. Но, на самом деле, она таковой не является. Можете сами посчитать сколько заработает проект при монетизации украинских просмотров из расчёта 60 центов за 1000 просмотров.

Только часть проектов, которые мало кто видел в прокате, стоит выкладывать в YouTube — просто для получения охвата.

А если это коммерческая история, которая хорошо отработала в прокате и телепоказе, то странно выкладывать ее в YouTube, особенно когда прокат еще не закончился и не закончилась монетизация, например, на Megogo в платной модели.

Сериалы и передачи — да, выкладываем сразу после эфира.

А что, по-вашему, стоит выкладывать в YouTube?

Логично выложить старый фильм или документальный проект, когда вы понимаете, что он больше никак не монетизируется.

Мы продолжаем выкладывать свои сериалы, передачи, но, опять же, это вопрос маркетинга и предоставления аудитории легального контента. Мы, может быть, и не выкладывали бы сериалы, но с учетом перехода на украинский язык, понимаем, что мы ограничены локальным рынком.

Получается, что для вас локальный рынок стал приоритетным и о стратегии расширения на зарубежные рынки речь не идет?

Если мы говорим о контенте НЛО TV, то юмор по определению достаточно локален. А юмор, снятый на украинском, с нашими бюджетами, тем более. Это проекты для достаточно узкой аудитории. У нас есть фанаты в других странах, которые смотрят и "Мамахохотала", и наши сериалы. Пишут: "Я из Узбекистана. Уже почти выучил украинский". Но это не масс-маркет. Несмотря на то, что какая-то денежка капает, это не мегадоходы.

А зачем так поступать с фильмами, я не знаю. Даже если в YouTube ваш фильм посмотрит 2-3-4 миллиона — это все равно будет смешная сумма. Может быть исключение, если это 2-3-4 миллиона из США или стран западной Европы, там стоимость просмотров выше, но зачем им контент на украинском языке.

То есть, такой подход вредит рынку?

Я не могу сказать, что рынку это вредит, но точно вредит VOD-платформам. Например, коллегам с Megogo это точно вредит.

Большое кино: "Инфоголики", "Встреча одноклассников"... Что дальше?

В прошлом году, презентуя новые игровые фильмы, вы говорили, что хотите выйти на два фильма в год, как минимум. Получилось? В прокате была пока одна лента — "Встреча одноклассников". А когда покажете вторую?

Комедия "Ограбление по-украински" уже снята, премьеру планируем в конце года.

Как оцениваете финансовый успех "Встречи одноклассников"?

Мы собрали 8 с чем-то миллионов гривен. Это как бы и не плохо, но можно было и лучше, наши ожидания были в районе 12-15 миллионов.

Встреча одноклассиников

Как объясняете волну интереса украинского зрителя к украинским комедиям, которые одна за другой выходили в конце прошлого года?

Мы были в начале этого пути — сняли "Инфоголика". После Любомира Левицкого ("Штольня", "Тіні незабутих предків", #SelfieParty — delo.ua) это был первый релиз недорогого фильма, который привлек внимание. Потом уже пошли "DZIDZIO Контрабас", "Сторожевая башня". Пошла волна.

Планируем снимать "Инфоголик 2", "Янтарные полицейские", в разработке еще несколько проектов.

Комедии? Не хотите пробовать другой жанр?

Пока только комедии и триллеры, может быть, еще ужастики. Остальное просто пока финансово не потянем.

Но мы изначально выбрали свое направление — юмор.

Какие самые большие проблемы, риски видите в игровом кино, а какие там есть возможности?

Проблемы есть на всех этапах, так как рынок у нас толком не сформирован. Сейчас много производства, плюс много денег выделяется государством, кроме того, каналы активизировались для создания собственного контента, потому все становится дороже.

Мы работаем с относительно небольшими бюджетами, но у нас сейчас дорожают и техническая, и творческая группы. "Инфоголик" был снят за 4,2 миллиона гривен, а "Одноклассники" уже за шесть. Даже доллар не так сильно подскакивает, как происходит инфляция украинского кинопроизводства.

По стоимости производства мы догнали наших балтийских коллег, ту же Литву, например. Но там уже работают рибейты (возврат части вложенных в производство средств, потраченных на территории страны — delo.ua), с этого года их ещё и с 20% до 30% подняли. Вот и возникает вопрос: где выгоднее снимать — в Украине или в Литве? Поэтому общее подорожание для нас — наибольшая проблема. По стоимости производства мы планомерно идем в этом вопросе к остальным европейским коллегам — Венгрии, Польши и Чехии, хотя наш рынок, по большому счету, еще в зачаточном состоянии.

А вечная проблема со сценариями — стало лучше?

Это общемировая проблема. И на Западе идеальная история и гениальный сценарий появляются не так уж и часто. Не просто же так в США снимают всё больше адаптаций международных форматов. Например, "Хороший доктор" — один из лучших релизов позапрошлого года (а в прошлом году вышел второй сезон) — это адаптация корейского формата. И это происходит в США, где работают десятки тысяч профессиональных сценаристов.

Пока в Украине проблема с качественными сценариями и актерами — не первостепенна. Но позже она тоже остро встанет: производство потихоньку растет, а профильных специалистов больше не становится.

Телеканалы и крупные продакшны будут создавать свои школы?

Вероятнее всего так и будет. Вполне возможно, и наша группа придет к этому.

Что покупают, а что продают

Какой контент вы сейчас закупаете за рубежом?

В основном американский. Пока мы работаем с Fox, Disney, Miramax, MGM.

Не экспериментируете, например, с польским контентом?

Идеальный возраст нашего зрителя 30 лет. Мы ориентируемся на достаточно молодого городского жителя, а он смотрит американские сериалы. Не важно, новые, старые, классические, но прежде всего, американские. Польские, турецкие сериалы не покупаем.

Хотели купить один фильм у индусов — есть такая индийская зомби-комедия — "Go Goa Gone". Наверное, один из самых прикольных фильмов, которые я видел за последние 10 лет. Но это было так долго и мучительно, что наш начальник отдела контента просто сломался.

Опять-таки, наши бюджеты не такие большие, поэтому мы вынуждены выбирать приоритеты.

Занимаетесь продажами форматов?

Продали версию "СуперКопов" в Казахстан. К "Инфоголику" был интерес: может, продадим, а может, кто-то просто украдет идею. В прошлом году мы расписали концепт молодежного триллера, но оказалось, что летом в США вышел фильм практически один в один, как мы задумали.

На самом деле, когда сценаристы ругаются, что украли их идею, вполне возможно, что никто ничего не крал, просто идеи витают в воздухе. Когда мы сами смотрим пилоты американских сериалов, практически всегда можно выделить какой-то тренд.

Как создаются тренды в мире сериалов?

Я думаю, что все по чуть-чуть подглядывают за какими-то тенденциями. В Штатах, где-то года три назад, был тренд на путешествия во времени и параллельные пространства. Мы его вычислили и предсказали. Я тогда говорил: "Смотрю японские аниме. У них сейчас много проектов о путешествиях в параллельные миры и путешествиях во времени. В Лос-Анджелесе точно будут пилоты на эту тему". И да, их было много (Timeless, Travelers, Frequency, Making History). В прошлом году проекта три были очень схожих по посылу на "Касла".

То есть, посмотрели, что работают процедуралы с отношениями, и все начали массово снимать.

С чем экспериментируют

Экспериментируете с жанрами? Планируете ли применять инновации?

Наше направление пока — комбинация жанров. Мы делаем комедии с элементами драмы. В трагедию мы уходить не хотим, над этим не работаем. Какие глобальные тренды, пока сложно сказать.

Технические тренды вообще сейчас трудно предсказать.

В VR я не верю, как и в историю с Netflix и открытыми концовками совсем не верю. Фактически — это игра, и никакого отношения к кино не имеет.

В 360 и 3D я не верю просто потому, что не верю в массовое потребление контента с помощью каких-то устройств, которые мешают человеку.

Четверть зрителей не воспринимают 3D физически, у них начинаются головные боли или рассинхрон кадров. Или и то, и другое вместе. В 2009 году после выхода "Аватара" появились первые массовые 3D-телевизоры. Но со временем многие компании просто убрали эти телевизоры из своих линеек.

В 2016-2017-ом люди стали меньше ходить в 3D — там билет дороже, а эффект не очень понятен. Оно никуда не исчезнет, будут продолжаться и усовершенствоваться. Но это отдельное направление, которое не портит обычное классическое кино.

360 — еще хуже, потому что у тебя шлем, и при этом, часть народа физически начинает тошнить.

В 360 и 3D я не верю просто потому, что не верю в массовое потребление контента с помощью каких-то устройств, которые мешают человеку. Иван Букреев, гендиректор НЛО TV

А выбор финала чем плох?

Кажется, чехи экспериментировали еще в 60-х с этой историей. Еще то ли Кубрик, то ли Хичкок пытались играть с этой темой на одном из показов. Правда, там была обманка: в какой-то момент зрителей просили выйти в фойе и проголосовать за концовку. На самом деле, концовка была одна, но зрители голосовали. А в том виде, в котором это сделано на Netflix — это уже чистый квест.

Но зритель все-таки ждет внятно рассказанной истории, чтобы он сопереживал, а когда "стоп, давайте отложим попкорн и выберем кто куда пойдет" — это уже другая история, сугубо игровое направление. Оно уже есть и будет дальше развиваться. И там VR будет работать нормально, а в кино, я думаю, нет.

Будет ли развиваться в Украине направление веб-сериалов?

У нас есть какие-то эксперименты, но направления, как такового, не существует. Все потому же — денег нет. Даже YouTube, начав направление оригинальных сериалов, сократил финансирование. Когда года 3-4 назад и даже больше зарождались веб-сериалы, все целили в короткую историю на 10-15 минут, и пока думали, как это монетизировать, появился Netflix, который снимает сериалы в классической форме — получасовые ситкомы или часовые драмы.

По моему мнению, это направление веб-сериалов умерло, не родившись. У нас сформировался видеоблогинг, который выделился в большой тренд. Там и молодежные темы есть, и узкоспециализированные — кройка и шитье, ремонт техники, и тд. А сами веб-сериалы, я думаю, тихо-мирно умрут.

Их приверженцы уже поняли, что люди и часовой сериал спокойно смотрят. Нет запроса "обязательно нужен сериал на 12 минут". Ну посмотрел ты 12 минут, и что — получил удовольствие? Если будет возможность монетизировать эту историю, тогда ок — будут сериалы сугубо для YouTube. Но у нас такая монетизация возможна только после того, как телереклама в Украине станет дорогая. Как только телек себя хорошо почувствует, тогда и интернету будет хорошо, и никак иначе.

Настоящие веб-сериалы — это Netflix, то есть, они ничем не отличаются от телепроектов.

Команда канала растет?

Костяк у нас стабильный. Коллектив небольшой, нас 34 человека, и особо ничего в этом плане не меняется.

Что держит людей?

Зарплаты у нас не самые большие, поэтому, думаю, что люди увлечены тем, что делают. Есть возможность профессионального роста, возможность заниматься всем на свете одновременно. Если честно, я боюсь их спрашивать "зачем вы здесь".

Источник

Читайте также