Офшор во благо: о фильме "Падение американской империи"

28.07.2019 0:13

Офшор во благо: о фильме "Падение американской империи"

Доктор философии на посылках

С главным героем ленты с двойным именем Пьер-Поль — скромным доктором философии в очках (Александр Ландри), работающим курьером, поскольку зарплата курьера больше зарплаты преподавателя, — зрители знакомятся в не самый лучший момент его жизни.

Он как раз жалуется подруге, что слишком много думает, чтобы преуспеть в делах. И моментально доказывает этот тезис: на встречный прямой вопрос, любит ли он ее, вместо ответа глубокомысленно цитируя Людвига Витгенштейна.

call to action

Чудесные миллионы

Уже в следующий миг из брошенного неудачника Пьер-Поль превращается в миллионера, завладев двумя беспризорными сумками с "общаком" монреальских мафиозных групп, которые чудесным образом оказались у него прямо под носом — побочный и никем не запланированный итог ограбления, которое пошло не так.

Однако, поскольку деньги разыскивают и полиция, и бандиты, сразу воспользоваться ими он пока не может. А чтобы легализовать неучтенную наличность, прибегает к помощи пожилого мошенника Сильвена (Реми Жирар), только что вышедшего из тюрьмы (Тут он зря времени не терял, пройдя университетский курс по финансовому менеджменту).

Гетера Монреаля

Сильвен категорически настаивает, чтобы Пьер-Поль сохранял прежний образ жизни и не сорил деньгами. Но герой не может сдержать себя, соблазнившись девушкой, которая зовет себя Аспасией (в честь подруги Скората), а свои эскорт-услуги рекламирует, цитируя Расина (для Мари-Пьер Морен роль стала успешным дебютом в кино).

Между героями возникает привязанность, которая выходит за пределы профессиональных отношений и которую регулярные цитаты античных философов, которыми козыряет Пьер-Поль, не портят. Аспасия даже открывая ему свое настоящее имя, продолжая череду чудес. И тоже берется помочь в нелегком деле "очищения" средств.

падение американской империи

падение американской империи

Кадры из фильма "Падение американской империи"

Осень патриарха

Подобным сочетанием персонажей, "погрязших" в деньгах, лента патриарха канадского франкоязычного кино Дени Аркана весьма отдаленно напоминает американскую комедию Джона Лендиса "Поменяться местами" (1983), правда, лишенную прямолинейного комизма — юмор Дени Аркан рождает преимущественно неявно, исподволь.

Название же "Падения..." недвусмысленно намекает на его фильм "Закат американской империи" 1986 года. Только если в 1980-е Дени Аркан демонстрировал разлад интимных отношений интеллектуалов, многословно перемежающих интрижки беседами о феминизме и постмодернизме, то теперь, разменяв восьмой десяток, мудро зрит в финансовый корень социальных бед.

Лекция без лекции

В обоих лентах сыграли "завсегдатаи" киноработ режиссера — уже упомянутый Реми Жирар и Пьер Курци. Последний исполнил роль влиятельного финансиста из компании с несколькими бывшими премьер-министрами в наблюдательном совете, который мастерски использует лазейки финансового законодательства Канады и мира.

Он дотошно объясняет суть предложенных процедур и их правовых оснований — как для персонажей, так и для зрителей, попадающих на своеобразную лекцию. Или даже мастер-класс. Ведь разъяснение не ограничивается многими словами: Дени Аркан демонстрирует практически каждый шаг, который герои делают на пути к заветным миллионам.

Форма и содержание

Информационная пресыщенность фильма, который длится больше двух часов, связана и с тем, что режиссер жонглирует сразу несколькими сюжетными линиями — финансовой, любовной, криминальной и детективной, которые не всегда пересекаются между собой и могут развиваться параллельно.

Снимает он их без особых изысков, концентрируясь на внятной передаче содержания, смыслов. Хотя подобный постановочный классицизм и не мешает ему легко покалывать зрителей током жанрового напряжения, демонстрируя кровавые эксцессы преступных действий и работу полиции, которая неумолимо сжимает вокруг героев свое кольцо.

Падение американской империи

Кадр из фильма "Падение американской империи"

Финансовое сострадание

Пожалуй, даже слишком легко. Дени Аркан будто лишает криминальную и, особенно, полицейскую линии "Падения..." индивидуальности, представляя их универсальный, само собой разумеющийся сюжетный каркас и, тем самым, превращая происходящее в своеобразную пародию.

При этом к полиции, равно как и власти вообще, он относится без особого придыхания и пиетета (достается и президенту США, и премьер-министру Канады), предпочитая им максимально "обиженного и оскорбленного" человека, взгляд на которого исполнен сострадания, любви.

В этом смысле, его новая (практически итоговая) картина — это и человеческая комедия, и социальная критика, и своеобразная сказка о том, каким был бы мир, если бы деньги не разделяли людей, а были инструментом, который несет только лишь благо.

Сергей Васильев для delo.ua

Источник

Читайте также