О семье, войне, искусстве: лучшие фильмы фестиваля Docudays UA — выбор кинокритика

17.03.2019 3:42

О семье, войне, искусстве: лучшие фильмы фестиваля Docudays UA — выбор кинокритика


Масштабы смыслов

XVI Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA состоится в Киеве с 22 по 30 марта. Как и в прошлом году, центральной площадкой одного из важнейших кинособытий Украины станет кинотеатр "Жовтень". Кроме него показы фильмов, отобранных в многочисленные конкурсные и тематические программы, пройдут в кинотеатрах "Киев", "Лира", креативном пространстве IZONE, а также — 29 и 30 марта — в кинотеатре "Boomer" и сети коммунальных кинотеатров "Киевкинофильм".

В рамках Docudays UA покажут 76 фильмов из 38 стран, в том числе — 27 лент украинского производства. Все они представляют особый интерес, поскольку, во-первых, фиксируют и осмысливают те существенные изменения, которые происходят с миром и человеком сегодня ("Разрешите программе изменить ваше сознание?" — риторически вопрошают организаторы, описывая тему нынешнего издания фестиваля), а во-вторых, являются в подавляющем своем большинстве эксклюзивными.

Украинский акцент

Документальное кино, на котором специализируется Docudays UA, вообще нечасто попадает на экраны наших кинотеатров, а украинские неигровые ленты — и того реже. В прошлом году, к примеру, из 42 новых украинских фильмов, которые вышли в кинопрокат, лишь два — "Миф" Леонида Кантера и Ивана Ясния и "Сердце мамы Гонгадзе" Вячеслава Бигуна — были документальными. И это при том, что качество отечественной документалистики выше (а в отдельных случаях — много выше), чем игрового кино.

Доказательством тому служат и оценки критиков (в профессиональных опросах они чаще всего называют их "хорошими" и "отличными" работами) и "премиальные" результаты Одесского МКФ последних двух лет:

  • в его Национальном конкурсе, где игровые и документальные ленты состязаются между собой, триумф праздновало именно неигровое кино ("Dixie Land" Романа Бондарчука и "Дельта" Александра Течинского);
  • а в Конкурсе европейских документальных фильмов ОМКФ побеждали украинские работы "Главная роль" Сергея Буковского и "Домашние игры" Алисы Коваленко.

"Разрешите программе изменить ваше сознание?" — спрашивают организаторы Docudays UA-2019

Неспортивная борьба

"Домашние игры" Алисы Коваленко будут показаны и на Docudays UA. Эта лента построена на долгом наблюдении за жизнью героев, фиксируя их мужественные попытки преодолеть препятствия, устроенные социальной стихией на пути к мечте.

Вызов обстоятельствам бросает молодая киевлянка из неблагополучной семьи, которая стремится попасть в женскую сборную Украины по футболу. Внезапно у нее умирает мать, оставляя героине на попечение малолетних брата и сестру, которым скоро идти в первый класс, и фильм, чутко следуя за тревогами девушки, на ходу меняет концепцию, отодвигая футбол на второй план.

Наблюдая за жизнью героини (и отчасти становясь ее соратником), Алиса Коваленко время от времени барражирует на грани спекуляции (в "Домашних играх" есть и съемки похорон матери, и игры детей в "скорую помощь", которая маму спасает, не смотря ни на что), но в итоге успешно превращает рассказ о спортивном характере в историю личного повседневного героизма, позволяющего пережить трагедию и не дать жизни скатиться в бытовой "спально-районный" ад.

Мама — папина сестра

Максимально доверительный контакт между автором и героями отличает и ленту Вадима Илькова "Папа — мамин брат". На Docudays UA состоится национальная премьера фильма, который почти год тому назад в швейцарском Ньоне получил награду как самый инновационный фильм конкурса одного из наиболее значимых мировых фестивалей документального кино Visions du Réel.

Вадим Ильков, одновременно режиссер, оператор и монтажер картины, наблюдает за тем, как художник (в максимально широком смысле этого слова) Анатолий Белов растит свою 5-летнюю племянницу, совмещая воспитание с выступлениями, репетициями, созданием картин, неким подобием богемной жизни и помощью сестре, которая не может заботиться о дочери, погружаясь в пучину болезни.

Фильм деликатно, с большим теплом и очень постепенно открывает зрителю суть семейной драмы и ее глубину, проницательно предполагая вопросы, которые могут возникнуть во время просмотра, и давая на них точные ответы — устами самих героев (нередко девочки, которая объясняет, что "мама — папина сестра").

На скейтборде — прочь от семьи

"Осторожно, провал!" (Minding the Gap) Бинга Лиу– один из главных американских документальных фильмов минувшего года и номинант на премию "Оскар" — тоже повествует о семейных проблемах, однако автор картины является не сторонним наблюдателем событий, но одним из ее героев. (Бинг Лиу не пытается скрыть своего непосредственного в ней участия, даже оставляя сцену, в которой его друг спрашивает, как ему себя вести в кадре — отвечать прямо в камеру или делать вид, что он не замечает ее).

Лента начинается как своеобразное исследование культуры скейтбордистов, основанное на многолетнем видеоархиве режиссера и его современных талантливых съемках их свершений, лишь постепенно открывая центральный — намного более важный и болезненный — предмет своего исследования — неустроенные, деструктивные отношения родителей и детей.

На собственном примере и примере двух своих друзей Бинг Лиу демонстрирует, как бегство от семейного насилия подталкивает подростков искать отдохновения в рискованном спорте, дающем хотя бы на миг почувствовать, что они могут контролировать свою жизнь. И в то же время не останавливается на этом, пытаясь излечить пережитую травму и наблюдая, как один друг тоже мужественно пробует наладить свою жизнь, а второй, уже и сам став отцом, наоборот, повторяет ошибки прошлого.

450 часов войны

Еще одним значимым международным хитом программы Docudays UA (а может, и вовсе главным фильмом фестиваля) является сирийская лента "Запись еще продолжается" (Still Recording), которую Саид Аль Батал и Гият Аюб смонтировали из 500 часов хроники. Они и другие операторы (обычно, без оглядки на художественные изыски) снимали ее три года в сирийском городе Дума, державшем оборону, противостоя войскам Башара Асада. На Венецианском МКФ, где минувшей осенью состоялась премьера ленты, она собрала внушительную коллекцию призов.

Один из главных героев ленты — журналист. Он фиксирует военные столкновения, разрушения (результаты бомбардировок и обстрелов) и смерти, наблюдая за тем, как повстанцы пытаются создать новое общество, а местные жители — выжить в руинах, оставшихся на месте их домов. Второй — художник. Он перебирается в Думу после химической атаки войск Башара Асада, поддерживая моральный дух населения созданием оптимистичных граффити и радиопередач.

Сочетание "домашних" кадров их скудного быта с "домашним видео" войны размывает грань между субъективным и объективным, личным и общественным, делает героев одним целым с камерой, которая продолжает запись даже после их ухода. А зрителям, знакомым с работами творческого объединения "Вавилон"13" и Леонида Кантера, дает возможность строить смысловые мосты, сравнивая войну в Сирии (и хроникальную фиксацию этой войны) с реалиями Украины.

Заразный хаос творчества

Специфика Docudays UA — смотра фильмов о правах человека — предполагает наличие в его программе значимого количества относительно тяжелых лент: о социальных и физических недугах, психологических травмах, военных конфликтах. Но находится в ней и место для изначально куда более оптимистичных работ. В том числе об искусстве.

Так, на фестивале покажут ленту Андрея Паунова "Прогулка по воде", запечатлевшую создание ворчливым 80-летним художником Христо Явашевым плавучей инсталляции — яркой многокилометровой платформы из пластика, позволяющей бродить по итальянскому озеру Изео, и картину Алисы Павловской "Гоголь Док", посвященную подготовке и проведению фестиваля современного искусства "ГогольFest–2016" и его центрального события — оперы "BABYLON".

Украинская лента умело подмечает хаос творческого процесса, напоминающий миф о Вавилонской башне, дополняя наблюдения интервью с организаторами фестиваля, среди которых на первый план выходят трое:

  • основатель фестиваля и режиссер оперы Влад Троицкий — монументальный неподвижный гуру, льющий свет мудрости;
  • продюсер, отвечающий за техническую сторону постановки, крутящийся, словно белка в колесе в попытках воплотить даже то, что воплотить невозможно, и
  • заведующий фестивальным складом, многословно и невпопад размышляющий о вечном, как будто вечно навеселе.

Динамика взаимодействия столь непохожих фигур, высекающая искры бытовой комедии, вносит некоторый диссонанс в эмоциональный строй картины. Но он, пожалуй, необходим, создавая дополнительную связь с реальностью, не дающую превратить документальный фильм в его противоположность — помпезный панегирик.

Источник

Читайте также