Космонавты песен не поют: о драме Дэмьена Шазелла "Первый человек"

21.10.2018 3:04

Космонавты песен не поют: о драме Дэмьена Шазелла "Первый человек"

Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"Кадр из фильма "Первый человек"

От "Ла Ла Ленда" к "Первому человеку"

Фильм продолжает сотрудничество режиссера Дэмьена Шазелла и исполнителя главной роли Райана Гослинга, оказавшееся необычайно успешным два года тому, когда актер сыграл джазового пианиста в мюзикле Дэмьена Шазелла "Ла Ла Ленд". Из этой картины в "Первого человека" "перекочевали" еще и композитор Джастин Гурвиц и оператор-постановщик Линус Сандгрен, которые, как и Дэмьен Шазелл, за работу над ней получили премии "Оскар".

При этом кинематографисты, кажется, поставили себе принципиальную задачу не повторятся. Практически ничего общего между двумя картинами нет — "Первый человек", рассказывая историю Нила Армстронга, который первым ступил на Луну, бежит открытых эмоций, ярких красок и громких зажигательных звуков, характерных для мюзикла, вместо этого предлагая молча и неспешно восхищаться видами верхних слоев атмсоферы и Землей из космоса.

"Зерно", дрожь, глаза и молчание

Особенности не всегда комфортного стиля повествования, в котором будут выдержаны все долгие 2 часа 20 минут картины, Дэмьен Шазелл демонстрирует с первых же кадров — Нил Армстронг (Райан Гослинг), как летчик-испытатель, совершает полет сквозь густые облака, выводя апарат на синеватую границу атмосферы, где невесомость подбрасывает в кабине пилота шариковую ручку в воздух.

Самолет оглушительно грохочет и сильно дрожит. Осознанно нарушая стандарты плавности, которым славно современное "лакированное" голливудское кино, в такт ему дрожит и изображение на экране, практически на физическом уровне передавая зрителям некомфортное ощущение преодолевающей земное притяжение силы машины.

В шлеме героя отражается кромка неба, сквозь которую проглядывают его острые глаза. В кабине звучат редкие команды центра управления, которые герой молча выполняет. Первое слово Нил Армстронг говорит уже тогда, когда с трудом сажает самолет. Максимально коротко сообщая о том, что самолет посадил. Подобных сцен в "Первом человеке" — в избытке.

Сдержанные героические 1960-е

"Зернистое" изображение является данью уважения американскому кинематографу 1960-х годов — именно в это десятилетие и происходит действие фильма. Причем на экране пунктиром показаны события почти десяти лет — с 1961 года, когда Нил Армстронг узнает о новом наборе в космическую программу NASA, до 1969 года, когда он ступает на лунную поверхность.

Масштабом этих событий оправдан и долгий хронометраж ленты — внимание уделено и отбору в астронавты, и профессиональной подготовке, и тренировочным полетам (как на Земле, так и в космосе), отмеченным авариями и болезненными трагедиями. Показана, само собой, и посадка корабля на Луну, которую презентуют максимально напряженно (как в боевиках, когда провода перерезают за секунду до взрыва), побеждая знание зрителей о счастливом финале.

Разрастается во времени картина и за счет относительно бездейственных созерцательных сцен. Авторы утопают в многозначительной непроницаемости героя, вглядываясь в его глаза и исследуя космос человеческой души. Внимание они уделяют и показательно сдерживаемой эмоциональности его супруги Дженет в исполнении Клэр Фой, трогательно блестящие зрачки которой не раз (и не два, и даже не три) максимально — на весь экран — укрупняет камера.

Личное, американское, общечеловеческое

Историю высадки на Луну Дэмьен Шазелл с разным успехом осмысливает на трех уровнях — личном, американском и общечеловеческом, именно глубокие переживания главного героя выводя на первый план. В 1961 году у Нила Армстронга после тяжелой болезни умирает маленькая дочь. Посвящая трогательной иллюстрации отношений с ней дебют картины, авторы регулярно напоминают об этой смерти, как о своеобразной мелодраматической силе, двигающей героя вперед.

А вот американскую перспективу картины, связаннуя с космической гонкой США и СССР, раскрывают в "Первом человеке" в минимальной степени.

Нарыв интенсивного противостояния прорывается лишь однажды, когда астронавт Эдвард Уайт (Джейсон Патрик) в бешенстве смотрит по телевидению репортаж о выходе в открытый космос Алексея Леонова, опередившего в этом свершении его.

Проходят мимо героев, сконцентрированных на задачах космической программы, и внутренние политические проблемы США. Поэтому знаменитое выступление президента США Джона Кеннеди, в котором тот поставил задачу отправить человека на Луну Дэмьен Шазелл размещает уже постфактум — герои, вернувшиеся с Луны, смотрят его запись по телевизору.

Собственно, режиссер предпочитает патриотическому общечеловеческое, отталкиваясь от знаменитой фразы Нила Армстронга про "огромный шаг". Этим обусловлено и его решение не показывать водружение на Луне американского флага (что в США не все восприняли гладко), но попытаться, перепрыгнув общественное, связать воедино личность и космос.

В итоге, в "Первом человеке" оказывается немало сцен, в которых герой смотрит, задрав голову, на Луну (что он непроницаемо думает при этом — не разберешь), а потом — наоборот, из многозначительно тихого космоса наблюдает Землю. С эмоциями, которые старательный Райан Гослинг уже не так скрывает.

Источник

Читайте также