Корейские компании заинтересованы в налаживании производства в Украине — посол Ли Янг-Гу
2018 год был богат на мероприятия по укреплению сотрудничества между нашими странами: в апреле состоялось заседание Межправительственной украинско-корейской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, а в Сеуле и Киеве прошли бизнес-форумы. Каковы их практические результаты?
Заседания Межправительственной комиссии и бизнес-форумы играют значительную роль в установлении контактов между странами и налаживании сотрудничества между предпринимателями.
Но должен отметить, что причиной медленной динамики развития наших экономических отношений является недостаток информации друг о друге, о потенциале наших стран. Поэтому нужно чаще проводить подобные бизнес-форумы и встречи делового характера, чаще организовывать визиты делегаций.
Что касается конкретики, то ведущая южно-корейская компания в сфере торговли зерном готовится к строительству большого зернового терминала, мощности которого будут обеспечивать значительные объемы хранения и переработки грузов. На данном этапе идут переговоры по этому проекту, и мы очень надеемся на позитивный результат.
Также, в 2018 году корейская компания SafeusDrone по производству дронов договорились с Национальным авиационным университетом в Кропивницком о сборке этих летательных аппаратов.
SafeusDrone готова развивать свой бизнес в аграрной отрасли Кировоградской области, но сначала хочет промониторить спрос на них, а потом решать, как развивать проект и налаживать ли здесь производство.
Беспилотники могут использоваться в сельском хозяйстве для опрыскивания полей, что позволит значительно сэкономить финансовый ресурс и рационально использовать рабочую силу. К тому же, подобное сотрудничество — идеальное партнерство.
В долгосрочной перспективе, у обеих сторон есть интерес к налаживанию производства в Украине, так как здесь хорошая база, отличные технологии и человеческий ресурс. В Корее это стоит очень дорого. Кроме того, у нас есть ограничения по тестированию дронов. На данный момент, обсуждается такая возможность, но пока еще рано говорить о результатах. Уверен, что объединение усилий корейских и украинских специалистов в ближайшей перспективе будет только максимально способствовать лидерству наших государств в отрасли ІТ-технологий.
Также Posco Daewoo играет важную роль в привлечении корейских производителей аграрной техники в Украину, так как имеет очень хорошую репутацию в Корее. К тому же, она специализируется не только по торговле зерном, но и углем, сырьевыми ресурсами, металлопродукцией, химическим сырьем и удобрениями, нефтью и газом.
Какие еще амбициозные проекты в уже работе?
В ушедшем году корейский производитель агротехники запустил процесс сборки своей продукции на базе Запорожского автомобилестроительного завода Daewoo. Если сотрудничество окажется успешным, то обороты сотрудничества в будущем будут значительно увеличены.
Также, в прошлом году Корея уделила значительное внимание сотрудничеству с украинским сельскохозяйственным сектором. Сейчас корейская компания изучает возможности развития платформы Smart Farming в Украине. Уже есть три пилотных проекта: в Умани и Киеве (на базе аграрных университетов с собственными теплицами), и также во Львове. Пока эти проекты на стадии тестирования, но они помогут определить их техническую осуществимость. И думаю, что в будущем данная инициатива повысит рентабельность и эффективность фермерских хозяйств в Украине за счет автоматизации процессов и внедрения IT-технологий, в том числе энергосберегающих. А также позволит выращивать органические овощи и фрукты в теплицах зимой, с целью обеспечения внутреннего рынка и экспорта в европейские страны.
Не могу не упомянуть еще об одном важном проекте. Корейская компания Kreves Development, после пробного тестирования в 2018 году, заключила договор с Институтом земледелия Национальной академии аграрных наук Украины о выращивании зимнего рапса в Украине. Если сотрудничество будет успешным, то планируется увеличение площади посадки рапса для Кореи до 30 тыс. га и, возможно, его переработка в Украине.
Высокие технологии, которые есть в распоряжении Кореи, и колоссальные возможности агропромышленной отрасли Украины в комплексе могут стать основой воплощения идеи шелкового пути.
Вообще, Корея и Украина планируют расширить сотрудничество в направлениях орошения, зеленого производства, внедрения высоких технологий, уже есть начальный этап по сотрудничеству с сельскохозяйственным оборудованием.
Экспортеры украинского зерна имеют все шансы закрепиться на рынке Южной Кореи
Корея — ведущий торговый партнер Украины в Азии. Но по итогам первой половины 2018 года товарооборот составил всего $319,92 млн. Как улучшить ситуацию?
Первоочередная задача для Украины сегодня — динамичный рост ВВП.
Что касается нашей заинтересованности в торговле с Украиной, то Южная Корея имеет давний интерес к импорту зерна. И растущие потребности нашей страны в этом вопросе, дают неплохой шанс для экспортеров украинского зерна закрепиться на нашем рынке. Кроме того, корейская сторона имеет интерес к выращиванию в Украине особых сортов элитного лука для экспорта в Евросоюз. А вообще, сейчас Украина и Корея используют лишь около 10% от возможного потенциала взаимного товарооборота. Поэтому, перспектив и возможностей много.
Несомненно, нашим предпринимателям хотелось бы зайти на рынок Кореи. К каким требованиям относительно стандартов качества, маркировке продукции и т.д., должна быть готова украинская сторона?
В основном, Корея соблюдает мировые и европейские стандарты качества в производстве продукции. Наша страна заключила договор с Евросоюзом, поэтому обязана соблюдать его стандарты. А как таковой корейской бизнес-специфики не существует. Требование одно — качество!
К концу 2017 года объем южнокорейских инвестиций в Украине составлял $198,8 млн (0,5% совокупного количества прямых иностранных инвестиций, привлеченных в нашу экономику). Почему корейцы боятся вкладывать в Украину?
Да, на данный момент, корейское инвестиционное присутствие в Украине не очень сильное. На этом сказывается мизер информации об экономическом потенциале вашей страны. Кроме того, Украина сегодня находится в секторе риска. Это политический риск и не весьма благоприятный инвестиционный климат, иностранному бизнесу здесь сложно обеспечить банковское кредитование корейского банка. Также причиной недостаточных инвестиций являются нерешенные инвестиционные конфликты корейских компаний.
Пока Украина все еще входит в категорию "стран риска", но есть тенденция к улучшению инвестиционного климата. Конечно, ваше государство понемногу пытается улучшить ситуацию и соблюдать европейские стандарты. Поэтому, корейские компании активнее интересуются Украиной. Об этом свидетельствует проведение обоюдных бизнес-форумов и заседаний Межправительственных комиссий. Но для динамичного привлечения корейских предпринимателей в Украину, надо показать успешность стартовавших совместных проектов. Например, в Украине давно работает компания Samsung, успешно функционирует центр исследований и развития с высококвалифицированными украинскими специалистами и офис продаж.
Также если удастся запустить работу зернового терминала в Украине — это станет резонансом и позитивным сигналом для корейских деловых кругов.
А какова ситуация с украинскими инвестициями в Корею?
Увы, украинского бизнеса в Корее еще меньше, чем корейского здесь. По статистике, объем украинских инвестиций в Корее составляет всего лишь $10 млн в год — это, преимущественно, отрасли продовольствия и IT.
Объем украинских инвестиций в Южную Корею составляет всего лишь $10 млн в год
Как развиваются наши контакты в отраслях энергетики, металлургии, транспорта?
Что касается отрасли транспортной инфраструктуры, то корейская сторона имеет интерес к развитию украинских аэропортов и портов, а также железных дорог. В области энергетики есть интерес к солнечной энергетике, переработке мусора и переработке био-топлива. Но пока мы изучаем местный рынок и рентабельность возможных проектов.
А сотрудничество с Украиной, интереснее частному или государственному секторам Кореи?
Зависит от проекта. Но, преимущественно, это государственно-частное партнерство (ГЧП). Пока в Украине нет подобного формата. Но, к примеру, один из корейских госпиталей интересуется развитием контактов с украинскими больницами именно в рамках ГЧП.
Корея заинтересована в выращивании в Украине особых сортов элитного лука для экспорта в Евросоюз
Еще один нюанс, влияющий на развитие наших отношений (в том числе, экономических), это либерализация визового режима для поездок украинцев в Корею. Виден ли "свет в конце тоннеля"?
В декабре 2018 года спикер Верховной Рады Украины посещал с официальным визитом Корею, и этот вопрос обсуждал с нашим руководством. Пока рано говорить о результатах, но сигнал со стороны корейского руководства получен. Думаю, коррективы по визовому вопросу для украинцев должны произойти в ходе ответного визита одного из официальных лиц Кореи в Украину. Политические мероприятия часто помогают ускорить принятие решений на межгосударственном уровне. Но когда это случится, сказать не могу.
А почему нет прямых рейсов Киев — Сеул? Украинская сторона утверждает, что на сегодня условия лицензирования авиапассажирских перевозок максимально либерализированы. Стоит ожидать скорого налаживания прямого авиасообщения между нами?
Насколько я знаю, в прошлом году в Украине было организовано четыре чартера усилиями украинской туристической компании и корейских авиалиний, которые самостоятельно составили программу для туристов и провели техническое обоснование запуска чартера. А, как известно, чартеры — стартовый этап для прямых регулярных рейсов. К примеру, из Сеула есть прямое сообщение с Казахстаном, Узбекистаном, Турцией и рядом европейских стран.
Но чтобы обеспечить прямые рейсы, надо коммерческое обоснование. Должен быть высокий пассажирский спрос — не менее 75 тыс. человек в год. А сегодня эта цифра составляет всего 28 тыс. пассажиров в год. Следовательно, для корейских авиакомпаний проект нерентабелен. Поэтому, нужно развивать пассажирский поток. А для этого, наши крупные авиакомпании (совместно или порознь) должны сперва составить техническое обоснование запуска прямых рейсов.
В чем проблема низкого пассажиропотока между нашими странами?