Из чего состоит идеальный финансист

03.10.2019 15:46

Из чего состоит идеальный финансист

Хороший финансист — на вес золота, если вы хотите, чтобы ваша компания стала успешной и сохранила позиции на этапе роста. Специалист должен обладать большим массивом знаний и опытом, а также дополнительными навыками.Традиционно в нашей стране финансист практически приравнивался к бухгалтеру. И по сей день встречаются вакансии главного финансиста, в которых прописаны обязанности бухгалтера.

Например, от финансистов требовали ведения как официального, так и неофициального учета компании, взаимодействия с налоговой, работы с первичной документацией и операционной работы с контрагентами. Иногда, если у финансиста хватало времени, он составлял платежный календарь, делал аналитику финансовых результатов компании и принимал на основе этого стратегические решения. Сейчас же все обязанности по учету, составлению официальной отчётности и взаимодействию с госорганами постепенно перекладываются на бухгалтерию. А финансистам дают больше времени на составление управленческих отчетов, прогнозирование и анализ финансов компании. Кроме того, финансисты сейчас больше должны вникать во все процессы работы компании и разбираться в них на уровне собственника.

Основное требование к финансисту сегодня — это эффективность, которая измеряется по нескольким критериям:

Все самое важное в Telegram

1. Точность прогноза

Насколько сильно отличаются прогнозы и бюджеты, составленные финансистом, от фактических цифр. Если появляется какая-то сумма важных затрат, не заложенная в бюджет, компании надо срочно искать дополнительное финансирование, которое обычно является дорогим. Данный недочет напрямую связан с работой финансиста.

2. Скорость реакции на изменение основных финансовых показателей компании

Финансист должен постоянно быть в курсе финансового "здоровья" компании, которое отражают финансовые показатели. Часто под каждое предприятие составляется индивидуальный набор показателей, за ними надо следить и реагировать на их изменения. Хороший финансист знает, когда и каким именно образом реагировать на изменения данных показателей.

3. Количество времени, необходимое на поиск нужной информации или ошибки

Во время работы у финансиста постоянно появляется необходимость найти какую-то определенную цифру. Например, сколько футболок синего цвета было продано за май 2019 года и на сколько это число больше, чем год назад. При правильно настроенной финансовой системе у финансиста на это должно уходить минимальное количество времени.

4. Сколько времени сотрудники компании тратят на финансовые вопросы

Финансовые бизнес-процессы в компании должны быть прописаны и налажены таким образом, чтобы всем структурным отделам компании приходилось минимально тратить времени на финансы. При этом все структурные отделы должны быть связаны в единую финансовую систему и их деятельность должна отражаться на финансовых показателях компании.

Помимо основных навыков для стопроцентной эффективности финансисту необходимы дополнительные, которые диктует стремительно развивающаяся сфера.

Специалист должен быть в курсе того, какую информацию следует использовать и как она может повлиять на финансовую систему компании. Важно хорошее знание рынка, где работает компания. А для этого финансист должен уметь поддерживать связь с разными игроками данного рынка и получать от них информацию, которую в открытых источниках найти не получится. Это позволит заранее быть готовым к изменениям на рынке и получать дополнительную выгоду.

Исходя из описанных потребностей, можно выделить несколько основных софт скиллз, которые делают из обычного финансиста специалиста высокого уровня.

Коммуникационные навыки. Это один из важнейших пунктов. Финансист должен уметь объяснить собственнику простыми словами, что же в финансовом плане происходит с компанией и что надо предпринять, чтобы ситуация улучшилась. Также финансист должен уметь договариваться с клиентами и поставщиками о выгодных для компании условиях, узнавать инсайдерскую информацию и быть вторым, а может, и первым лицом компании в финансовом сообществе.

Критическое мышление. Любые внутренние прогнозы внутренних подразделений надо подвергать детальному анализу и сомнениям. Например, если глава отдела продаж говорит, что продажи в следующем месяце возрастут, надо узнать, на чем основаны такие данные, и самостоятельно проверить информацию.

Гибкость. Важно уметь находить подходы к разным ситуациям, изменениям факторов работы компании, и в идеале — получать от этого выгоду. Представим ситуацию: предприятию неожиданно задерживает оплату большой клиент, который ранее был стабильным. В этом случае финансисту надо быстро найти другие возможности профинансировать затраты компании.

Требования к финансисту могут меняться в зависимости от среды (как внешней, так и внутренней), в которой находится компания. Например, если работа строится на постоянных переговорах с поставщиками и клиентами — тогда на первом месте будут навыки коммуникации и убеждения. Для стартапов более значима гибкость, так как они более нестабильны и находятся в постоянном поиске финансовых средств.

В данном случае стимулировать развитие софт скиллз у сотрудников руководство может, способствуя участию подчиненных в любых ивентах как на финансовую, так и на любую другую тему, связанную с индустрией компании. Благодаря ивентам специалисты лучше вникают в особенности работы финансистов, общаются с коллегами и получают новую информацию.

Предпринимая шаги в направлении развития софт скиллз подчиненных, владелец бизнеса получает сразу несколько выгод: это и повышение эффективности работы компании, и как следствие — улучшение финансовых показателей. Более того, очень ценным станет осознание сотрудниками своих ошибок, что поможет избежать убытков и сменить стратегию компании на более прибыльную.

Источник

Читайте также