Героическая операция "Ы": о боевике "22 мили"

25.08.2018 21:55

Героическая операция "Ы": о боевике "22 мили"

"22 мили" Питера Берга"22 мили" Питера Берга"22 мили" Питера Берга"22 мили" Питера Берга"22 мили" Питера Берга"22 мили" Питера Берга"22 мили" Питера Берга"22 мили" Питера Берга

Неожиданная радость

Стартует лента, правда, с успешной операции боевой группы ЦРУ под предводительством решительно хмурящегося Джеймса Силвы (Марк Уолберг), которая, пусть и не без потерь, но "накрывает" ячейку агентов российского ФСБ, обосновавшихся в тихом раю американского пригорода.

Кадры зрелищного огневого разбирательства со шпионами не столь масштабны и эмоциональны, как взрыв Кремля в фильме "Миссия невыполнима 4" Брэда Берда, но все равно должны затронуть патриотичные струны душ украинских зрителей, особенно в контексте Дня независимости. Ведь лента демонстрирует, что США осознает российскую угрозу своей безопасности и не прочь дать жесткий — фактически, за гранью закона — отпор врагу.

Автоматизм и нервы

Режиссер Питер Берг сразу бросается в гущу спецоперации, демонстрируя доведенный до высокопрофессионального автоматизма механизм функционирования отряда "призраков" — агентов ЦРУ, которые перед каждой вылазкой подписывают заявление об увольнении из рядов спецслужбы, чтобы без ущерба для репутации США совершать акты насилия во имя благих американских целей.

И тут же показывает, сколь часто действия агентов сбоят при столкновении с противником, приводя к болезненным последствиям. Подобные обескураживающие сбои в большом количестве случаются и в дальнейшем, формируя изрядно расшатанную "нервную систему" ленты. Правда, есть в них и ощутимый плюс: они делают не всегда интересных персонажей более человечными, пусть и ценой презентации их с не самой здравомыслящей стороны.

Какой-то полицейский с десятком грязных бомб

Одним из наиболее ярких примеров творимой бессмыслицы оказывается то, что отправляясь на свое самое главное задание, живо описанное взрывами и перестрелками в трейлере, "призраки" почему-то даже не одевают бронежилеты. Хотя должны, ни много ни мало, доставить из американского посольства в аэропорт "силовика" (Ико Ювайс), которого глава местной тайной полиции очень хочет убить. Протяженность их исполненного смертельными опасностями пути — 22 мили — и подарила название картине.

Дело происходит в вымышленной азиатской стране Индокарр и интересующий американцев полицейский утверждает, что знает, где находятся четыре пропавших кило радиоактивного цезия. Каким образом он получил эту информацию, никто особо не выясняет, настолько все подавлены угрозой появления грязных бомб и десятка новых Хиросим (красноречивые фото последствий радиоактивного облучения из Интернета, само собой, попадают на экран, чтобы и зрители вздрогнули).

Боевые искусства против компьютеров

Окончательно убеждает американцев вывезти полицейского из страны то, что на него прямо в посольстве совершают покушение. Это позволяет Питеру Бергу в очередной раз показать, сколь несознательно подходят "лучшие из лучших" агенты ЦРУ к своим обязанностям (в том числе из-за семейных неурядиц, куда же без них), а индонезийскому актеру Ико Ювайсу — продемонстрировать выдающиеся умения в области боевых искусств.

Правда, мускулистые сцены, в которых он мастерки сходится с противниками в рукопашной, приходят в "22 мили" из какого-то совершенно другого кино, инфицируя его зрелищной неэффективностью. Все же американцы отдают предпочтение огнестрельному оружию и высоким "наблюдательным" технологиям. Особенностью работы "призраков" является ее поддержка на расстоянии благодаря камерам, спутникам, дронам: компьютерщики, тем самым, становятся глазами, ушами и, зачастую, мозгом операции, нередко компенсируя удивительное отсутствие последнего у секретных агентов.

Ликбез в кедах

Фактура размытых изображений со спутников и прочих камер наблюдения в значительной степени формирует визуальную текстуру картины, дополняя практически документальную, максимально приближенную к физическому и огневому действию съемку, характерную для большинства сцен с участием Джеймса Силвы и его команды.

Связывает две реальности образ руководителя компьютерщиков в исполнении Джона Малковича, который, кажется, случайно забрел в картину.

Он неторопливо ходит в кадре, демонстрируя стильно нестильные кеды, указывает перстом в мониторы и проводит пафосный ликбез, разъясняя коллегам (но, в первую очередь, зрителям), что должны сделать "призраки", что они сейчас делают, почему это очень важно для США и какие они герои.

Ликбез с трибуны

Не бросает зрителей в гущу действия без "объяснительных" и Джеймс Силва. Сцены боев перемежаются его свидетельскими показаниями, записанными позднее, в которых он эмоционально объясняет, что именно пошло не так — сразу после того, как на экране это "не так" было показано (или даже это "не так" предвосхищая). При этом безапелляционность его патриотических реплик напоминает выступление на митинге и не всегда проходит проверку на логическую прочность.

Не брезгует ликбезом и режиссер. Пожалуй, наиболее информативная часть его фильма — это дебютные титры, на фоне которых своеобразным слайдшоу из видео, документов и фото рассказана биография главного героя. Деталь немаловажная, поскольку позволяет осознать, почему бесконечно крутой Джеймс Силва (он настолько серьезен, что для забавы собирает пазл с изображением белого квадрата) психологически постоянно пребывает на взводе.

Пафосные штампы на службе реализма

Картина вместе с ним бежит вперед, не выдыхая и не останавливаясь, затягивая зрителей в круговорот бесконечных перестрелок, рукопашных, взрывов и рьяных самопожертвований. При этом особенностью представленных действий оказывается парадоксальный симбиоз жесткого реализма и слезоточивых жанровых штампов, которые категорически противоречат профессиональному характеру максимально эффективных агентов-убийц.

Мужская режиссура Питера Берга пропитана неожиданным мелодраматизмом.

Снимая фильм на грубую и грязную тему он в полной мере проявляет эти качества лишь тогда, когда речь идет о малознакомых действующих лицах, проходящих по экрану где-то на третьем плане (и там же благополучно прощающихся с жизнью). В остальных же случаях — сооружает пышные декорации для ожидаемо жертвенных смертей персонажей.

Ожидаемая "неожиданность"

Это становится одной из причин, по которым, исполненный горячечными штампами фильм, постепенно теряет внутреннее напряжение именно тогда, когда подбирается к финалу, задуманному — учитывая темп длящегося полтора часа адреналинового действия — максимально драматичным.

Еще одним фактором, не позволяющим в полной мере реализовать его потенциал, оказываются художественные решения самих авторов, неприкрыто готовящих "неожиданность", анонсируя ее, комментируя и даже заранее делясь информацией про ее последствия.

Как следствие, итоговый сюжетный выверт выглядит откровением в духе "Бриллиантовой руки" про "не закрытый, а открытый перелом". Только тяжеловесно пресным и без малейшего намека на комическое отдохновение (его в картине, в отличие от многих тайных агентов, точно днем с огнем не найти).

Источник

Читайте также