Экономика Украины в 2019 году: 10 самых важных цифр

26.12.2019 17:27

Оценить качество проведения экономической, монетарной, бюджетной политики и управления государственным долгом в 2019 году, а также те риски, которые они несут для страны в будущем, эксперты GROWFORD Institute* решили посредством 10 самых громких цифр. Аналитики отмечают, что ревальвация гривни привела к дефициту бюджета, а недоступность кредитов для бизнеса создает угрозу в целом для перспектив дальнейшего экономического роста.

19%

Ревальвация гривны по отношению к доллару США. Главной причиной такого показателя стал приток иностранного капитала на рынок ОВГЗ (облигаций внутреннего государственного займа), спровоцированного высокими процентными ставками. С одной стороны, ревальвация привела к замедлению годовых темпов потребительской инфляции с 9,8% в декабре 2018 до 5,1% в ноябре 2019 года, с другой — значительно ухудшила финансовое положение экспортеров, углубила дефицит торгового баланса и стала одной из причин недовыполнения доходной части бюджета.

Подпишитесь на канал DELO.UA

56 млрд грн

Недополученные плановые доходы госбюджета за январь-ноябрь 2019 года. Таким образом, процент выполнения доходов бюджета, по данным Госказначейства, составил 94,1% к плану на этот период, что стало худшим показателем после кризиса 2008-2009 гг. Недовыполнение доходной части бюджета было вызвано, с точки зрения экспертов GROWFORD Institute, такими факторами как деиндустриализация экономики и увеличение в структуре ВВП доли отраслей с низким налоговым коэффициентом, номинальная ревальвация гривны и уменьшение поступлений от импортного НДС и пошлины, увеличение теневого оборота подакцизных товаров, снижение эффективности работы таможенных и налоговых органов в текущем году.

Читайте также: Гончарук не считает укрепление гривни негативным явлением

8,2% годовых

Реальная процентная ставка по гривневым ОВГЗ, которые размещались Минфином в IV квартале 2019 года. Это стало абсолютным рекордом среди стран с формирующимися рынками. Ближайшие соседи Украины в рейтинге самых дорогих заемщиков — Уганда и Египет с реальной доходностью 6,5% и 5,9% годовых. В то же время треть стран с формирующимися рынками, имеют отрицательные реальные процентные ставки по государственным облигациям. В Украине номинальная процентная ставка по гривневым ОВГЗ снизилась с 18,9% в I квартале до 13,4% в IV квартале 2019 года. "Однако, подключение Украины к системе "Clearstream" (что облегчает приобретение и уменьшает транзакционные издержки иностранных инвесторов с украинскими ОВГЗ) и замедление темпов инфляции позволяли Минфину более радикально снизить процентные ставки, однако, этого не было сделано. Поэтому расходы бюджета на выплату процентов по внутреннему долгу в 2019 году достигли около 88 млрд грн. Для сравнения: в 2018 году такие расходы составляли 75 млрд грн, а в 2017 –м — 73 млрд грн", — считают эксперты института.

115,5 млрд грн

Объем ОВГЗ в собственности нерезидентов. С начала 2019 года вложения нерезидентов в государственные облигации беспрецедентно выросли более чем в 18 раз (или на 109,1 млрд грн). Доля портфеля нерезидентов в общем объеме ОВГЗ увеличилась с 0,8% до 14,2%. Однако, если из общего объема облигаций (815,9 млрд грн) влечет портфель НБУ (337,1 млрд грн), а также ОВГЗ, которые были внесены государством в капитал государственных банков в течение 2016-2017 гг., за исключением приобретенных НБУ, (164,8 млрд грн), то выяснится, что объем "рыночных" ОВГЗ составляет лишь 314, 1 млрд грн, в том числе в портфеле банков — 163,4 млрд грн. В таком случае доля нерезидентов составит уже 36,8% (!), что свидетельствует о высокой рискованности долговой политики государства. Такая высокая доля нерезидентов в структуре государственного долга, по мнению экспертов GROWFORD Institute, создает угрозу внезапного оттока спекулятивного капитала (sudden stop) и резкого обвала валютного курса гривны.

92,9 млрд грн

Рекордный объем привлечения денег банков на депозитные сертификаты НБУ за один день (13 декабря). С начала года совокупный объем привлечения денег на депозитные сертификаты НБУ превысил 4,8 трлн грн — больше, чем объем ВВП. "Вместо кредитования реального производства банки размещают средства в выгодные для них депозитные сертификаты НБУ и облигации государственного займа", — говорят в GROWFORD Institute. Эксперты обращают внимание на то, что объем выплаченных банкам процентов по депозитным сертификатам НБУ за счет эмиссии в течение последних пяти лет уже достиг более 40 млрд. грн (!), и считают это неэффективным расходованием государственных денег.

Читайте также: Западные эксперты назвали главные угрозы для инвесторов в 2020 году

59 млрд грн

Прибыль банков за 11 месяцев 2019 года. Она почти втрое превышает соответствующее значение 2018 года — 20 млрд грн — и является самым высоким показателем за всю историю банковской системы Украины. Доходы банков (222,1 млрд грн) по сравнению с предыдущим годом выросли на 23,1%, расходы (163,1 млрд грн) — только на 1,6%. С точки зрения экспертов, политика высоких процентных ставок НБУ, тормозит экономический рост, но является вполне приемлемой для банков, поскольку позволяет получать беспрецедентные доходы (от вложений в ОВГЗ и депозитные сертификаты, предоставление потребительских кредитов, скрытых комиссий, торговли валютой и т.д.) на фоне сокращения кредитования реального сектора экономики. По итогам января-ноября 2019 года остатки по кредитам в корпоративный сектор в национальной валюте сократились на 4,4% (в годовом измерении — на 6,4%), в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) — на 4,8% ( за текучий год — на 9%).

21%

Отношение кредитов в корпоративный сектор к ВВП. Уровень проникновения кредитов в экономику снижается уже пятый год подряд: в 2014 году этот показатель составлял 48%, в 2018-м — 24%. "Учитывая, что 54% кредитов корпорациям классифицированы как неработающие, отношение "живых" кредитов бизнеса в ВВП не превышает и 10% (!). Такая недоступность кредитов для бизнеса создает угрозу в целом для перспектив экономического роста", — говорят в GROWFORD Institute.

7,5%

Падение промышленного производства в ноябре 2019 по сравнению с ноябрем 2018 года. Всего за январь-ноябрь 2019 года, если сравнивать с соответствующим периодом прошлого года, сокращение промышленного производства составило 1,2%. То есть — происходит деиндустриализация украинской экономики. Основными причинами таких процессов в институте GROWFORD видят недоступность долгосрочного кредитования для масштабных проектов в промышленности, низкое качество производственной инфраструктуры и транспортных услуг для предприятий, упадок сферы исследований и разработок, масштабная трудовая миграция, плохой инвестиционный климат и низкая привлекательность Украины для международных стратегических инвесторов на фоне фактической отсутствия промышленной политики государства, что в 2019 году было усилено ревальвацией гривны и ухудшением внешней конъюнктуры на некоторых сырьевых рынках (в частности для металлургии).

Читайте также: Состояние финансового сектора едва ли не лучшее за годы независимости Украины — НБУ

4,5%

Снижение цен производителей промышленной продукции в ноябре 2019 года по сравнению с ноябрем 2018 года. Такая зона острой, "рекордной" дефляции, по мнению экспертов GROWFORD Institute, несет в себе риск дальнейшего спада промышленного производства. В условиях ухудшения ценовой конъюнктуры на внешних сырьевых рынках и сокращения промышленного производства годовые темпы прироста цен производителей в ноябре 2019 упали до самого низкого значения за всю историю наблюдений с 1991 года. В добывающей промышленности цены за текучий год снизились на 17,2%, перерабатывающей — на 6% и только в поставке электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха выросли на 3%.

$10 млрд

Почти столько составил дефицит внешней торговли товарами и услугами за январь-октябрь 2019 года, ухудшившись по сравнению с соответствующим показателем 2018 года на 3,3%. "Пока этот торговый дефицит смягчается за счет увеличения денежных переводов от трудовых мигрантов, поэтому дефицит текущего счета платежного баланса за 10 месяцев 2019 года составил $3,4 млрд. Но фундаментом стабильности валютного курса и устойчивости экономического развития являются или равновесие, или профицит торгового баланса, поэтому "минус" $10 млрд в торговом балансе — это сигнал для принятия срочных государственных мер", — отмечают в GROWFORD Institute.

* — GROWFORD (Global Research on Optimal Ways for Development) Institute — независимый неправительственный Институт (Think Tank), который занимается стратегическими глобальными исследованиями в сфере экономики и финансов, оценке системных рисков и разработкой оптимальных путей экономического развития для стран, регионов и мира в целом.

Источник

Читайте также