Дизайн для всех: Как инновационное мышление приносит бонусы каждому

25.01.2019 8:22

Дизайн для всех: Как инновационное мышление приносит бонусы каждому

Синед Берк, писательница и педагог из Ирландии, с первого дня в начальной школе поняла, что хочет быть причастной к образовательному процессу. Но на пути к своей мечте — стать учителем — Синед сталкивалась с недоступностью и неверием людей, что ей это удастся. Через посты в соцсетях, публичные выступления и статьи она стала освещать тему важности инклюзивности в нашем обществе. На днях Синед выступила на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где поделилась своей историей и рассказала, что можем сделать все мы, чтобы наш мир стал более доступным для разных людей.

Мне было четыре года, когда я решила, что хочу стать учительницей начальных классов. Мои родители поддержали меня без всяких сомнений. На следующий день я пришла на занятия на таком эмоциональном подъеме, я представляла, как сама буду вести урок в классе и даже не обратила внимания, насколько мы отличаемся с моим учителем. Сейчас, когда я стала взрослой, я понимаю, что нет предела моей благодарности родителям за их решимость и поддержку. Потому что история, о которой я вам сегодня рассказываю, произошла в 1994 году, а Ирландия — страна, где я проживаю — ратифицировала конвенцию по правам людей с инвалидностью только в 2018-м.

В университете я поняла, что меня ждет еще один вызов. И дело было не в моих возможностях, а в том, как было все устроено вокруг — в дизайне помещений. Помню, я сидела на лекции, и мой одногруппник спросил меня: "Как ты собираешься это делать вообще?" "Что? — Уточнила я. — Домашнее задание? Да без проблем, 15 минут и готово!" "Нет, — продолжил он. — Как ты собираешься быть учителем? Каким образом ты будешь организовывать детей и вести урок в классе, неприспособленном для тебя?" И в тот момент я поняла: моя мечта неосуществима. В чем проблема? — спросите вы. Ну, я не могу достать до обыкновенной школьной доски. Я не могу достать до выключателя света. Но самый большой вызов заключался в том, что из-за своего роста я не могла видеть весь класс, точно так же, как и дети с задних парт не видели меня. Что сделала я? Я нарушила традиции и рассадила детей буквой "п" — так, чтобы они видели и меня, и друг друга. А что происходит, когда ты меняешь дизайн? Трансформации!

Когда я объясняла своим ученикам тему "Дом", я рассказывала о бунгало и террасах. Но в книгах, по которым мы работали, не было ни слова о бездомных, что, кстати, было знакомо многим детям в моем классе. Очень быстро я осознала, что когда мы создаем дизайн, исходя только из своего личного опыта, мы многое упускаем.

Сложнее всего мне было преподавать математику. Ребята считали, что это предмет, который им просто неподвластен. И однажды я привела их в кафе и рассказала им историю о Белоснежке и семи гномах. Учитывая мой дварфизм, было абсолютно очевидно, откуда я взяла такой нарратив. Итак, Белоснежка с Принцем в последнюю минуту решили идти на свидание, но у них было только шесть евро, которые можно было потратить на гномов. А среди тех один — мясоед, другой — веган, трое — вегетарианцы и т.д. Я предложила ребятам купить пару упаковок чипсов, и один мальчик, которому действительно тяжело давалась математика, вдруг сказал: "Ок, если пакетик чипсов стоит 2,5 евро, берем для гномов два пакета, и получится 5 евро". Видя, как ему все это время было непросто учиться, я взволнованно записала произведение, а он смотрел на меня, словно у меня на голове бананы начали расти. "Что вы делаете?" — Спросил он. "Записываю решение, ты ведь только что умножил", — ответила я. "Ничего я не умножал, я просто разделил ужин", — сказал он. Мы можем смеяться сколько угодно над этой историей, но суть в том, что ответ ему помогли найти обстоятельства, в которых он оказался.

О доступности дизайна я стала размышлять, когда начала работать и в сфере моды. Мой рост — 1 м 5 с половиной см. И как вы можете видеть на этом фото, походы по магазинам для меня — настоящий вызов.

Мне сложно снимать одежду с вешалок, пользоваться примерочными, расплачиваться на кассе. Но это касается не только инфраструктуры магазинов. Я люблю одежду, но сколько вы знаете брендов, которые шьют для таких людей, как я? Если вы увидите меня сзади где-нибудь в торговом центре, вы примите меня, скорее всего, за ребенка. Нужны ли нам модели и крои, разработанные специально для таких людей, как я? Не думаю, что это долгосрочное решение. Что нужно лично мне, — как и многим из вас в принципе тоже, — вариативность.

Это пальто явно не подходит мне по размеру.

Но что, если с ним немного поработать?

Добавим-ка еще и корону.

Конечно, это пальто не на каждый день, но оно передает мою основную мысль. Дизайнеров нужно учить, что нет какой-то единой идеальной или правильной формы. Как девушка с инвалидностью я люблю описывать себя как организованную, творческую, любознательную и четко формулирующую свои мысли. Мне пришлось развить в себе эти качества, чтобы выжить. С детства я сталкивалась с недоступностью дизайна помещений. Вот только представьте, могу ли я зайти одна в ресторан! У меня может не получиться даже достать до ручки на входной двери или замка в уборной, а тогда мне придется просить помощи у окружающих.

Так что же нам нужно, чтобы все изменить? Нам нужны платформы, а не пьедесталы. Нам нужно комьюнити тех, кто будет заниматься дизайном, архитектурой, образованием, учитывая принцип инклюзивности. Тех, кто будет задаваться вопросом: а чьи интересы мы не учли? Нам нужны вы, люди, которые, прочитав или услышав мою историю, будут говорить о потребностях разных людей и провоцировать изменения. Потому что, если мы хотим, чтобы наш мир начал меняться, нам нужно самим приложить к этому руку. Вместе.

Читайте также: Дмитро Щебетюк: "Спілкуючись з людиною з інвалідністю, треба, насамперед, бачити людину"

Чтобы быть в курсе самого интересного на ZZА! — подписывайтесь на наш Telegram!

Чтобы быть в курсе самого интересного на ZZА! — подписывайтесь на наш Telegram!

Источник

Читайте также