Что можно делать, чтобы помочь детям из интернатов найти свою дорогу

21.09.2018 3:52

О проектах компании, направленных на работу с детьми, живущими в интернатах, рассказывает координатор комитета корпоративной социальной ответственности компании Ernst&Young Наталия Теленкова.

Однажды, лет 13 назад, я вышла из офиса на обед в центре Киева и увидела плохо одетого и плохо пахнущего молодого человека. Он подошел попросить денег. Вместо того чтобы дать пару гривен и уйти, я начала задавать ему вопросы о том, что с ним случилось и почему он оказался в таком положении. Он отвечал на мои вопросы и, когда я уже собиралась уходить, попыталась все-таки дать ему немного денег. Но парень отказался и попросил еще хоть немного поговорить со мной. Для меня тогда эта ситуация стала неким откровением.

Как раз в то время наша компания выделила определенный бюджет на благотворительность, и именно я возглавила направление благотворительных и социальных проектов. Этим направлением я занимаюсь и сегодня. Конечно, за прошедшие годы понимание проблем детей, живущих без опеки, их жизненных обстоятельств очень сильно углубилось и расширилось. Наша компания пока не пришла к формату индивидуального наставничества, который сегодня в Украине развивает несколько организаций, в том числе недавно созданная "Ассоциация наставничества". Но у нас активно много лет развивается формат корпоративного волонтерства. В частности, у нас есть два проекта, которые направлены именно на работу с детьми, живущими в интернатах.

Интерактивные уроки с поощрением

На протяжении трех лет через этот проект мы стремимся повысить мотивацию детей к знаниям. В нашей компании в Украине работает около 500 человек, половина из которых неравнодушны к социальным проблемам. Из этих людей формируется команда волонтеров, готовых работать с детьми. Вместе с ними мы пишем сценарий интерактивных уроков, формируем график, удобный для интернатов и наших волонтеров и с этими занятиями ездим к детям.

Конечно, говорить о том, что этот проект реализуется гладко и просто, нельзя — есть свои нюансы. Но главный результат мы достигаем — у детей повышается мотивация к получению новых знаний. Особенно это важно, поскольку с детьми, живущими в интернатах, практически не говорят о пользе знаний, о важности своего развития. Как правило, эти дети учатся плохо, и, что самое грустное, особо на это никто не обращает внимания. Мы показываем ребятам, что учеба может быть классной, интересной и полезной.

Процесс урока построен так, что каждый ребенок обязательно получает какое-либо поощрение — словесное или материальное (небольшой приз). Кроме того, весь процесс обучения построен на интерактиве — опросы, квесты, викторины, конкурсы… Так, чтобы каждый был вовлечен и смог почувствовать вкус собственной победы.

В течение года мы проводим 5-6 таких уроков в каждом из пяти интернатов, с которыми сейчас сотрудничаем.

Социальная стажировка

Проекту стажировки уже шесть лет. Мы много работаем с выпускниками интернатов по другому проекту и однажды поняли, что можем приглашать этих молодых людей на стажировку в нашу компанию. Конечно, речь не идет о стандартной стажировке успешных выпускников, которые приходят в международную компанию и хорошо развиваются. Наша стажировка больше социальная. Мы приглашаем ребят на месяц к нам в компанию и стараемся за это время вдохновить их на развитие. Обычно в год в программе участвует 4-5 человек, которые максимально мотивированы.

Формат стажировки подразумевает ежедневный приход на работу на 4-6 часов (для многих ребят только это уже является вызовом). В это время они участвуют в мини-тренингах, которые проводят наши сотрудники. Тренинги могут касаться самых разных вопросов: развитие лидерских качеств, составление резюме, английский язык, составление презентаций, Excel, мозговой штурм, прохождение собеседования… За время реализации проекта в компании уже сложился пул тренеров, которые с удовольствием работают с ребятами и передают им свои знания.

К каждому стажеру обязательно прикрепляется наставник — это человек, который встречает стажера каждое утро и дает какие-то задания. Например, ребятам, которые хотят получать экономическое или юридическое образование, определяются профильные задачи в соответствующих отделах компании, если ребята нацелены на другие специальности, они выполняют задачи в административном отделе.

Помимо тренингов, они посещают экскурсии в различные департаменты компании, чтобы понимать, как работает международная компания, а также в другие компании, где они могут увидеть, какие существуют профессии. Для подростков из интернатов важно увидеть направления, по которым они могут развиваться в жизни, ведь чаще всего они поступают в вузы не по собственному стремлению, а по необходимости и по возможности поступить. Из-за этого большинство из них не работают по тем специальностям, на которые учатся. Через экскурс по разным бизнесам мы стараемся показать ребятам, какие существуют возможности, какие есть взаимосвязи между получаемой профессией и будущей карьерой. Тренеры и наставники, которых мы привлекаем в программу, рассказывают молодым людям о своих проблемах выбора, о метаниях и сомнениях о будущей жизни, о достижениях и неудачах, о жизненном опыте, которого так не хватает детям, живущим в интернатах.

Результаты программы

В прошлом году этой программе исполнилось пять лет, и я провела опрос среди ребят, принимавших в ней участие за весь период проекта — на тот момент их было 14 человек. Со всеми мы сохранили связь и продолжаем общаться.

Одним из самых значимых для меня результатов является то, что все они без исключения продолжают изучение английского языка. Один парень уехал в Италию и учится на английском языке, хотя, когда он пришел к нам, уровень его языка был очень низким. Другой парень работает в международном благотворительном фонде и использует язык в работе. Есть и парень, который заполнил на английском языке заявку на обучение за границей и уже два года получает образование за рубежом.

На вопрос: "Что самое ценное было в стажировке, которую они прошли в нашей компании?", ребята единогласно сказали, что все полученные знания на тренингах, так или иначе, пригодились им в жизни. Если конкретнее, то 11 из 14 назвали самым полезным тренинг "Навыки 2020" (о том, какие навыки нужны молодым людям для развития), 7 из 14 назвали тренинг по мозговому штурму, и такое же количество выделили тренинг по деловому этикету.

На вопрос: "Что в ваших личностных характеристиках изменилось после стажировки?" 10 из 14 сказали, что у них повысился уровень амбиций, 7 ответили, что у них повысилась самооценка и улучшился навык самопрезентации, столько же сказали, что у них поменялось отношение к стране, в которой они живут. Большинство детей из интернатов думают только о том, что повзрослев им нужно уехать за границу, что в Украине они не найдут своего места. После нашей стажировки многие начинают понимать, что в нашей стране можно жить, работать и развиваться. Трое ребят после наших тренингов и экскурсий смогли понять, чем же им на самом деле хочется заниматься в жизни. Один парень пришел к нам на стажировку, уже будучи студентом юридического факультета. Естественно, стажировался он в юротделе компании. После месяца работы он понял, что юриспруденция его вообще не интересует и решил поступить в другой вуз.

Один стажер, отвечая на вопросы, написал, что после тренинга по лидерству он так составил свое резюме, что его пригласили на собеседование в ту компанию, о работе в которой он не мог и мечтать.

Благодаря таким проектам, мы можем активно и, главное, правильно влиять на мировоззрение ребят из интернатов, помогая им менять в лучшую сторону свои жизни, строить карьеру, создавать семьи и просто жить.

Читайте также: Наставництво: Що ви можете зробити, щоб допомогти дитині з інтернату

Источник

Читайте также