30% роста — не предел: что МСБ может дать помощь ЕС
На сегодняшний день, наряду с огромным потенциалом, представители украинского МСБ сталкиваются с нехваткой опыта в развитии и построении системного бизнеса. Инициатива Европейского Союза EU4Business, часть из которой в Украине реализовывает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), обеспечивает адресную поддержку предприятий и предоставляет широкий перечень возможностей для развития МСБ. В рамках грантовой поддержки ЕБРР помогает малым и средним предприятиям привлекать высококвалифицированных консультантов, международных экспертов–практиков, которые способны качественно трансформировать бизнес, и предоставляет гранты для частичной компенсации оплаты услуг консультантов.
В 2016 году ЕБРР подписал соглашение с ЕС о предоставлении консультационной, информационной образовательной и другой поддержки МСБ в Украине. По словам руководителя направления МСБ в ЕБРР Украина Катерины Ригг, в 2018 году было запущено более 170 консалтинговых проектов, в 18-ти из которых участвовали международные эксперты. ЕБРР предоставил грантовую помощь более 1000 малым и средним предприятиям Украины с начала своей деятельности в Украине в 2010 году. Финансирование было обеспечено Европейским Союзом и другими донорами. Благодаря этой поддержке было создано свыше 5 тысяч рабочих мест, порядка 60% компаний отметили рост оборота в разы, 19% компаний вышли на экспорт. 44% компаний по завершению первого проекта обратились за консультационной поддержкой повторно.
Впрочем, результаты консалтинговой поддержки для МСБ можно увидеть не только на примере цифр. По всей Украине уже есть успешные примеры МСБ, которые не только развивают свои возможности в стране, но и получают возможность представить свою продукцию на внешнем рынке. Одной из компаний, которая на себе ощутила положительные результаты сотрудничества с ЕБРР в рамках инициативы ЕС — EU4Business, стала харьковская "Велотрейд".
"Велотрейд" занимается изготовлением и продажей велосипедов. Фото: Facebook "Велотрейда"
История этого бизнеса началась больше 20 лет назад со сборки велосипедов из индийских запчастей. Сейчас организация проектирует велосипеды от рамы до мельчайших деталей, проверяет, собирает и продает их. В ассортименте компании 5 брендов велосипедов в различных ценовых категориях и с разными техническими характеристиками — чтобы каждый покупатель мог получить тот, который нужен именно ему. В прошлом году руководство "Велотрейд" задумалось о проведении комплексного маркетингового исследования, которое должно было лечь в основу стратегии развития компании на рынке, и обратилось за помощью в ЕБРР. По словам собственника компании Олега Иванова, им было важно понимать мотивацию клиентов совершать или не совершать покупку, особенности их выбора — вплоть до цвета велосипеда.
"Велотрейд" продает велосипеды как в стационарном магазине, так и онлайн. Фото: Facebook "Велотрейда"
Проект с "Велотрейдом" был реализован за 3 месяца, и сейчас компания уже использует полученные наработки, рассказывает координатор проектов с МСБ в ЕБРР Харьков Тимур Халилов.
"Компания представляет несколько торговых марок. Исследование было посвящено в первую очередь тому, как дилерская сеть, как потенциальные дистрибьюторы и оптовые покупатели воспринимают этот бренд. А также тому, какие ценности и выгоды от приобретения велосипеда есть у той или иной группы конечных потребителей: людей, которые покупают велосипеды для себя, для детей, для семьи, для занятий спортом, использования в быту или для того, чтобы добираться на работу. Везде есть разная и порой неожиданная мотивация, ценности потребителей, которые компания должна учитывать для того, чтобы правильно донести информацию о своем бренде покупателю", — рассказал Халилов.
В результате такого исследования компания получила информацию о том, как подкорректировать свой ассортимент для того, чтобы он полностью соответствовал всем запросам потребителя, отмечает Халилов.
"Скажу честно, мы бы еще очень серьезно подумали бы о том, проводить ли такое глубокое, дорогостоящее исследование. И непонятно, какими бы были результаты. А так нам предложили специалистов в сфере маркетинговых исследований и в рамках гранта вернули часть расходов — половину стоимости проекта", — отмечает Олег Иванов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рейтинг банков для МСБ: какие услуги банки предлагают предпринимателям
Работа над проектом "Велотрейд" завершилась 8 месяцев назад. По методологии инициативы, через год после окончания сотрудничества компания должна пройти аудит для оценки его результатов. По словам Иванова, сезон активных продаж "Велотрейда" приходится на март-май, а финансовый год компании заканчивается в сентябре, поэтому итоги подбиваться будут осенью. И если изначально руководство компании рассчитывало, что после внедрения в работу результатов исследования продажи вырастут на 30%, то сейчас предполагает, что показатель будет выше.
"Велотрейд" — не единственный представитель МСБ, который воспользовался ресурсами Евросоюза в рамках инициативы EU4Business. С начала 2019 только в Харьковской области были начаты работы в 15 проектах, ряд проектов еще находится в стадии разработки. Всего в 2019 году ЕБРР планирует реализовать порядка 160 проектов грантовой поддержки малого и среднего бизнеса.
Заявки от представителей МСБ принимаются постоянно. Компания-претендент должна отвечать нескольким требованиям: работать на рынке минимум 2 года; насчитывать от 10 до 250 сотрудников; более чем на 50% принадлежать гражданам Украины; иметь позитивную динамику развития и хорошую деловую репутацию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Посол Мингарелли: ЕС успешно сотрудничает с Харьковской областью для развития МСБ
Отметим, что ЕБРР сотрудничает с предприятиями практически в каждом секторе и отрасли экономики. Ограничения по участию в программе касаются компаний, работающих в оборонной сфере, в табачной и алкогольной промышленности, связанных с азартными играми или предоставлением финансовых услуг.
По завершении проекта ЕБРР, благодаря ресурсам доноров, осуществляет грантовую выплату — безвозвратную финансовую помощь в размере от 50% до 70% от его стоимости.